Прагмалингвистический анализ дискурсивных практик в образовательном пространстве вуза

Авторы

  • Алина Андреевна Сулимова Дальневосточный федеральный университет
  • Полина Юрьевна Христова Дальневосточный федеральный университет
  • Валерия Алексеевна Деева Дальневосточный федеральный университет
  • Мария Евгеньевна Свеженцева Дальневосточный федеральный университет
  • Алиса Александровна Верещагина Дальневосточный федеральный университет

Ключевые слова:

прагмалингвистика, академический дискурс, речевые акты, интерактивность, статусно-ролевая асимметрия, вежливость, коммуникативные риски.

Аннотация

Статья посвящена прагмалингвистическому анализу дискурсивных практик в образовательном пространстве современного вуза. Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного изучения коммуникативных процессов в академической среде с учетом их прагматической специфики и социокультурного контекста. Цель работы – выявить и описать ключевые прагмалингвистические характеристики дискурсивных практик в вузе. Задачи включают систематизацию теоретических подходов к анализу академического дискурса, разработку методологии прагмалингвистического исследования, сбор и анализ эмпирических данных. В работе использован комплекс методов прагмалингвистики, дискурс-анализа, корпусной лингвистики. Материалом послужили записи лекций, семинаров, консультаций, экзаменов в гуманитарных вузах (общим объемом около 50 ч). Осуществлена дискурсивная транскрипция аудиозаписей с учетом просодических характеристик. На основе прагмасемантической разметки текстов сформирован специализированный корпус академического дискурса. Установлено, что академический дискурс характеризуется высокой степенью интерактивности и ориентирован на совместное конструирование знаний. Выявлена специфика речевых актов, хеджирования, средств диалогизации в речи преподавателей и студентов. Описаны прагмалингвистические маркеры статусно-ролевой асимметрии коммуникантов. Проанализированы стратегии вежливости и механизмы смягчения коммуникативных рисков в потенциально конфликтных ситуациях. Результаты исследования вносят вклад в теорию дискурса, прагмалингвистику, коммуникативную дидактику. Полученные данные могут найти применение в практике преподавания, для повышения коммуникативной компетентности участников образовательного процесса. Перспективы исследования связаны с более детальным изучением прагматики академического дискурса в различных педагогических и социокультурных контекстах.

Библиографические ссылки

Арутюнова Н.Д. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь. Под. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская Энциклопедия, 1990. С. 136-137.

Баранов А.Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход): автореф. дисс. ... д-ра филол. н. М., 1990. 48 с.

Викулова Л.Г., Шарунов А.И. Основы теории коммуникации: практикум М.: ACT; ACT Москва; Восток-Запад, 2008. 316 с.

Воронцова Т.А., Макарова Н.В., Стернин И.А. Педагогическая коммуникация: учеб. пос. Воронежский государственный университет. Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2011. 50 с.

Григорьева В.С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты: монограф. Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технологического университета, 2007. 288 с.

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984. 232 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2000. 384 с.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. 256 с.

Кибрик А.А. Дискурсивные исследования в когнитивной перспективе // Когнитивные исследования. 2010. Вып. 4. С. 78-85.

Леонтьев, А.А. Педагогическое общение. М.; Нальчик: ИЦ Эль-Фа, 1996. 96 с.

Олешков М.Ю. Моделирование коммуникативного процесса: монограф. Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2006. 336 с.

Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. Под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Наука, 1987. 140 с.

Archer D., Jaggi Р. Negotiating difference in political contexts: An exploration of hansard // Language and dialogue. 2018. Vol. 8. № 1. pp. 1-34.

Dimitrova-Gjuzeleva, S. Mitigation and boosting strategies in Bulgarian academic discourse // Journal of language and education. 2022. Vol. 8. № 2. pp. 81-103.

Yoon J., Lee L. Communicative strategies in Korean university classrooms // Journal of pragmatics. 2021. Vol. 181. pp. 49-67.

Gee J.P. An introduction to discourse analysis: theory and method. 5th ed. NY.: Routledge, 2021. 272 p

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Сулимова АА, Христова ПЮ, Деева ВА, Свеженцева МЕ, Верещагина АА. Прагмалингвистический анализ дискурсивных практик в образовательном пространстве вуза. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(7-1):21-32. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1662

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)