Использование аутентичных материалов в процессе преподавания английского языка студентам педагогических специальностей
Ключевые слова:
аутентичные материалы, преподавание английского языка, студенты педагогических специальностей, коммуникативная компетенция, социокультурный подход, интернационализация образования.Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности преподавания английского языка студентам педагогических специальностей в условиях глобализации и интернационализации образования. Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить методику использования аутентичных материалов в процессе обучения английскому языку будущих педагогов. Методологическую базу составили компетентностный, коммуникативный и социокультурный подходы. Эмпирическое исследование проводилось в форме педагогического эксперимента на выборке из 50 студентов 2-3 курсов педагогических специальностей. Экспериментальное обучение строилось на основе специально разработанного комплекса аутентичных материалов, включающего тексты, аудио- и видеозаписи, отобранные по критериям соответствия коммуникативным потребностям и познавательным интересам студентов. Результаты итогового тестирования и анкетирования показали, что систематическое применение аутентичных материалов способствует: 1) повышению мотивации студентов к изучению языка; 2) развитию у них коммуникативной компетенции; 3) формированию социокультурной осведомленности; 4) активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Полученные данные позволяют рекомендовать более широкое внедрение аутентичных материалов в практику преподавания английского языка в педагогических вузах. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой методических моделей использования аутентичных ресурсов интернета и социальных медиа в профессионально ориентированном обучении иностранному языку.
Библиографические ссылки
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.
Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 1996. № 1. С. 13-17.
Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста // Иностранные языки в школе. 1999. № 2. С. 6-12.
Gebhard J.G. Teaching English as a foreign language: a teacher self-development and methodology guide. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2006. 340 p.
Gilmore A. Authentic materials and authenticity in foreign language learning // Language teaching. 2007. № 40(2). pp. 97-118.
Harmer J. The practice of English language teaching. Harlow: Pearson Longman, 2007. 448 p.
Kilickaya F. Authentic materials and cultural content in EFL classrooms // The Internet TESL journal. 2004. № 10(7).
Little D., Devitt S., Singleton D. Authentic texts in foreign language teaching: Theory and practice. Dublin: Authentik, 1988. 384 p.
McGrath I. Materials evaluation and design for language teaching. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2002. 310 p.
Mishan F. Designing authenticity into language learning materials. Bristol: Intellect Books, 2005. 330 p.
Berardo S.A. The use of authentic materials in the teaching of reading // The Reading Matrix. 2006. № 6(2). рр. 60-69.
Nuttall C. Teaching Reading Skills in a Foreign Language. Oxford: Macmillan Education, 2005. 282 p.
Saville-Troike M. Introducing Second Language Acquisition. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 206 p.
Thornbury S. How to teach vocabulary. Harlow: Pearson Education Limited, 2002. 168 p.