Political and socio–cultural aspects of the methodology of French-speaking education in Russia of the XVIII - early XIX centuries

Authors

  • Anastasia A. Kolobkova Russian University of Cooperation

Keywords:

educational policy, methodology of pedagogy, methodology, French language, textbooks.

Abstract

Based on a systematic approach, the article examines the methodology of learning French in Russian pedagogy during the transition from church pedagogy to state pedagogy and the formation of secular education (during the XVIII - early XIX century – in the era of strengthening the autocratic monarchy). Special attention is paid to the event picture, political and socio-cultural aspects that influenced social relations and, as a result, the organization and content of humanitarian education, in particular, the spread of the French language in Russia, and the teaching methodology. The article examines the features of each of the stages of the spread of the French language in Russia.

References

Белов А.В., Рудаков М.В. Французская колония в Москве во второй половине XVIII – начале XIX вв.: особенности формирования и историческая судьба // Вестник славянских культур. 2021. Т. 62. С. 87-100.

Воевода Е.В. История языковой подготовки кадров для внешнеполитических учреждений Российского государства: учебное пособие. М.: МГИМО-Университет, 2016. 256 с.

Грюнер А. Золотой век немецкой диаспоры в России. Императоры и колонисты. М.: Издательские решения, 2021. 270 с.

Днепров Э.Д., Усачева Р.Ф. Среднее женское образование в России: уч. пос. М., 2009. 275 с.

Дуранов М.Е., Литвак Р.А. Понятийный аспект методологии педагогического исследования // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 50.

Жанэ Д.К. Французский язык в России XVIII века как общественное явление // Вестник МГУ. 1978. № 1. C. 62-70.

Иностранные специалисты в России в эпоху Петра Великого: биографический словарь выходцев из Франции, Валлонии, франкоязычных Швейцарии и Савойи: 1682-1727. Под ред. В.С. Ржеуцкого, Д.Ю. Гузевича, при участии А.Мезен. М.: Ломоносовъ, 2019. 800 с.

История Московского университета. В 2-х т. М.: Издательство Московского университета, 1955. Т. 1. 565 с.

История философии: в 2 т. Под ред. Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. Т. 2. М.: Политиздат, 1941. 472 с.

Карева Н.В., Пивоваров Е.Г. Первая грамматика немецкого языка для русских студентов (1713): особенности подачи грамматического материала. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022. № 19(2). С. 320–333.

Каржавин Ф.В. Вожак, показывающий путь к лучшему выговору букв и речений француских: Le guide française / par Théodore Karjavine. Санкт-Петербург: Типография И.К. Шнора, 1794. 286 с.

Керн (Маркова-Виноградская) А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. Сост. вступ., ст. и примеч. A.M. Гордина. М.: Правда, 1989. 477 с.

Кислова Е.И. Французский язык в русских семинариях XVIII века: из истории культурных контактов. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 4(44). С. 16-34.

Колобкова А.А. К вопросу об изучении французского языка в Российской империи в середине XVIII – начале XIX века // Ценности и смыслы. 2019. № 6(64). С. 118-130.

Колобкова А.А. Первые российские учебные книги по французскому языку, печатное слово и устное поучение // Управление образованием: теория и практика. 2021. №1(41) Т. 11. С. 340-348.

Колобкова А.А. Развитие учебного книгоиздания по французскому языку в России XVIII – первой половины XIX веков // Проблемы современного педагогического образования, 2020. № 67-4. С. 202-206.

Колобкова А.А. Учебные книги по французскому языку в России XVIII века // Проблемы современного образования, 2020. № 5. С. 163-171.

Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России (1086-1796) [СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1890. 300 с.

Мардахаев Л.В. К вопросу о развитии методологии социальной педагогики [Электронный ресурс] // ЦИТИСЭ: Электронный научный журнал, 2016. № 1(5).

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ. 2007. 668 с.

Пивоваров Ю.С. Русская политика в ее историческом и культурном отношениях. М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. 166 с.

Писаренко В.И. Методологические проблемы современной педагогики // Известия ЮФУ. Серия: Технические науки. 2013. № 10. С. 104-116.

Пятидесятилетие IV отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1828-1878. СПб.: Типография В. Демакова, 1878. 885 с.

Солодянкина О.Ю. Иностранные гувернантки в России (вторая половина XVIII – первая половина XIX века). М.: Академия, 2007. 511 с.

Указ Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской, из Правительствующего Сената, 14 февраля 1793 года. О расторжении отношений с Францией. // Hisdoc.ru.

Чандлер Д. Военные кампании Наполеона. Триумф и трагедия завоевателя. М.: Центрполиграф, 2011. 926 с.

Published

2024-04-30

How to Cite

1.
Kolobkova AA. Political and socio–cultural aspects of the methodology of French-speaking education in Russia of the XVIII - early XIX centuries. УО [Internet]. 2024 Apr. 30 [cited 2024 Oct. 31];14(4-2):236-44. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1593

Issue

Section

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Most read articles by the same author(s)