Иноязычное обучение в отечественном образовании XVIII – первой половины XIX веков: французский и английский языки

Авторы

  • Анастасия Анатольевна Колобкова Российский университет кооперации

Ключевые слова:

иноязычное обучение, образовательный процесс, французский язык, английский язык, пансионы, гувернеры, методы обучения, учебные программы, история педагогики

Аннотация

В статье исследована специфика иноязычного обучения в России в XVIII – первой половине XIX веков. Рассмотрены факторы, способствующие популяризации французского и английского языков в заданный период времени, что предопределило необходимость исследования социокультурного контекста, позволило выявить соответствующие исторические предпосылки распространения французского и английского языков в России в XVIII – первой половине XIX веков. Определена степень популяризации французского и английского языков в указанный период. Посредством проведения сравнительного анализа исследовано значение французского и английского языков в отечественном образовании, с последующим определением положения и значимости в изучении иностранных языков по отношению друг к другу. Проведен анализ подходов к преподаванию французского и английского языков в российском образовании в XVIII – первой половине XIX веков, выявлены уровни иноязычного обучения и идентифицированы некоторые отечественные учебные заведения, в программу которых входило преподавание французского и английского языков. Иноязычное обучение рассмотрено как в системе институализированного образования, так и в домашней среде. Проанализированы основы преподавания иностранных языков в государственных и частных отечественных учебных заведениях в рассматриваемый период времени, а также конкретные методы иноязычного обучения, реализуемые на разных уровнях преподавания иностранных языков. Выявлены важные особенности преподавания французского и английского языков в российских учебных заведениях. Проанализированы отдельные средства обучения, которые на практике продемонстрировали свою эффективность в иноязычном обучении. Выделены различия в подходах обучения французскому и английскому языкам.

Библиографические ссылки

Алексеев М.П. Английский язык в России и русский язык в Англии // Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук. 1944. № 72. С. 77-173.

Бенда В.Н. Подготовка к открытию Московской математико-навигацкой школы и начало её деятельности в начале XVIII столетия // Juvenis scientia. 2019. № 6. С. 32-36.

Вегелин Ж.Ф. Новые англинские и российские разговоры, разделенные на 130 уроков, для употребления юношеству и всем начинающим учиться сим языкам. М.: Тип. С. Селивановскаго, 1822. 244 с.

Дьяконов А.В., Плаксин В.А., Белянин А.А. Нижегородская духовная семинария. Первый период существования (1721-1918) // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2021. С. 7-102.

Зайцева О.О., Петрова Е.В., Тагиева Н.В. Французское заимствования в английском языке // Форум молодых ученых. 2019. № 1(29). С. 1303-1308.

Кислова Е.И. Грамматики французского языка в российских семинариях XVIII века / Е.И. Кислова // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2015. № 19. С. 374-382.

Кислова Е.И. Французский язык в русских семинариях XVIII века: из истории культурных контактов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3 «Филология». 2015. Вып. 4(44). С. 16- 34.

Колобкова А.А. Учебная франкоязычная лексикография в России XVIII – первой половины XIX веков: моногр. М.: National Research, 2020. 76 с.

Колобкова А.А. Учебные книги по французскому языку первой половины XIX века: содержание, структура, методические приемы // Педагогика. Серия «Гуманитарные науки». 2022. № 3. С. 72.

Оффорд Д., Ржеуцкий В., Гезине А. Французский язык в России: социальная, политическая, культурная и литературная история. Пер. с англ. К. Овериной. М.: Новое лититературное обозрение, 2022. 887 с.

Рост Ю.Н. Английский язык в системе среднего образования в России в первой половине XIX в // Вестник Московского университета. Серия 19 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2013. №. 4. С. 124-132.

Сидорова О.Г. Первые российские учебники английского языка. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2016. 172 с.

Сидорова О.Г. Первые учебники английского языка, изданные в России // Антиномии. 2009. Вып. 9. С. 538-550.

Смирнов С.С. История Московской славяно-греко-латинской академии: соч. бакалавра Московской духовной академии Сергея Смирнова. М.: Тип. В. Готье, 1855. 428 с.

Сурина О.П. Иностранные языки в системе образования России XVIII века // Педагогическое образование в России. 2008. № 3. С. 74-84.

Загрузки

Опубликован

2024-10-15

Как цитировать

1.
Колобкова АА. Иноязычное обучение в отечественном образовании XVIII – первой половины XIX веков: французский и английский языки. УО [Интернет]. 15 октябрь 2024 г. [цитируется по 18 май 2025 г.];14(10-1):272-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1780

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>