Теоретические основы современной коммуникативной методики обучения иностранным языкам студентов вузов
DOI:
https://doi.org/10.25726/q0295-3165-3201-sКлючевые слова:
коммуникативная методика, иностранные языки, студенты вузов, коммуникативная компетенция, принципы обучения, лингводидактика, межкультурная коммуникацияАннотация
Настоящая статья посвящена теоретическим основам современной коммуникативной методики обучения иностранным языкам студентов высших учебных заведений. Целью исследования является систематизация и анализ ключевых принципов, лежащих в основе коммуникативного подхода к преподаванию иностранных языков в вузовской среде. В работе использованы методы теоретического анализа, синтеза, обобщения и систематизации научной литературы по проблематике исследования. Материалом для исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области лингводидактики, психолингвистики и методики преподавания иностранных языков. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что коммуникативная методика обучения иностранным языкам базируется на ряде фундаментальных принципов: принципе коммуникативной направленности, принципе ситуативности, принципе аутентичности, принципе интерактивности и принципе функциональности. Реализация данных принципов в практике преподавания иностранных языков в вузе способствует формированию у студентов коммуникативной компетенции, включающей лингвистический, социолингвистический, дискурсивный, стратегический и социокультурный компоненты. При этом особое внимание уделяется развитию умений и навыков спонтанной речи в различных коммуникативных ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям межкультурного общения. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и углублении научных представлений о концептуальных основах коммуникативной методики обучения иностранным языкам. Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при разработке учебных программ, пособий и дидактических материалов для преподавания иностранных языков в высшей школе. Перспективы дальнейших исследований связаны с эмпирической верификацией эффективности коммуникативного подхода в условиях российской системы высшего образования.
Библиографические ссылки
Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 2003. 159 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.
Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационнокоммуникационной технологии (технический вуз, английский язык): автореф. дисс. ... д-ра пед. н. М., 2007. 49 с.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1986. 103 с.
Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: БЛИЦ, 2001. 224 с.
Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: Академия, 2001. 264 с.
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М.: АРКТИ, 2002. 176 с.
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 4. С. 9-15.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.
Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 236 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Филоматис, 2006. 480 с.
Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics. Ed. by J.B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth: Penguin, 1972. рр. 269-293.