Художественно-прикладное творчество студентов в условиях научного кружка

Авторы

  • Лилия Егоровна Сидорова Cеверо-Восточный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/e0311-2259-8525-k

Ключевые слова:

Художественно-прикладное творчество, научный кружок, методики обучения, прикладное искусство, студенты

Аннотация

Художественно-прикладное творчество как форма деятельности имеет давнюю историю и считается эффективным средством развития творческих способностей личности. Согласно концепции развивающего обучения Д. Брунера, занятия искусством способствуют раскрытию индивидуального потенциала и формированию навыков саморазвития. В современной психологии также подчёркиваются благотворные эффекты художественной деятельности на познавательные процессы и эмоциональное благополучие. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 15 студентов в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся в физико-техническом институте. Для них на протяжении полугода был организован научный кружок по художественно-прикладному творчеству. Участники занимались такими видами ремёсел как роспись по дереву, вязание крючком, гончарное дело. Исследовалась динамика развития их навыков и уровень удовлетворённости занятиями. Результаты. Большинство студентов продемонстрировали высокую мотивацию и значительный прогресс в овладении различными приёмами художественной обработки материалов. Повысился уровень терпения и внимания к деталям. У многих также наблюдалась позитивная динамика в эмоциональном состоянии и жизненной перспективе. Материалы и методы исследования В настоящем исследовании был использован комплекс психолого-педагогических методов, позволивший провести всесторонний анализ процесса развития художественно-прикладного творчества у студентов. В качестве объекта исследования была отобрана группа из 15 человек в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся по направлениям подготовки «Технология художественной обработки материалов» в одном из вузов города. Добровольное согласие на участие в эксперименте было получено от всех респондентов. На протяжении 6 месяцев респонденты посещали занятия научного кружка по художественно-прикладному творчеству, проходившие 1 раза в неделю. На занятиях им были представлены основные техники декоративно-прикладного искусства, в том числе: - роспись по дереву масляными и акриловыми красками в стиле фольклорных орнаментов; - вязание крючком изделий декоративно-прикладного назначения (салфетки, заколки и др.); - элементарные приемы гончарного ремесла (лепка, роспись) для изготовления декоративных тарелок и глиняной посуды из местного материала. Для более полной характеристики результатов исследования был проведен детальный анализ динамики показателей у каждого участника в отдельности. Так, у одного из студентов (No8) показатель тревожности снизился с 34 до 21 балла. Коэффициент эмоциональной устойчивости возрос с 45% до 62%. У другого респондента (No2) при овладении техникой вязания крючком наблюдался рост показателя с 1,5 до 4 баллов. Значение шкалы депрессии уменьшилось с 21 до 12 баллов. Студент No11 отличился уверенным овладением гончарным ремеслом. Его показатель сформированности навыка вырос с 2 до 4,8 балла. Уровень тревожности снизился на 9 баллов (с 28 до 19 баллов). Участница No3 продемонстрировала стремительное развитие навыков росписи по дереву, достигнув к концу эксперимента 5 баллов при стартовом показателе 2,2 балла. Ее коэффициент эмоциональной устойчивости повысился на 11%.

Библиографические ссылки

Арзамасцева Н.Г., Максимова З.Ю. Развитие этнокультурной компетентности студентов средствами этнодизайна // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 2. С. 129- 134. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-129-134

Борисов С.В. Философская практика в современном мире:вызовы и ответы. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2019. 232 с.

Бредихин А.П. Дипломный проект как форма проверки качества профессиональной подготовки дизайнеров: будущий специалист между университетом и бизнесом // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера. Казань, 2020. С. 84-89.

Буянова И.Б., Горшенина С.Н., Неясова И.А., Серикова Л.А. Практико-ориентированная подготовка педагога к проектированию индивидуального образовательного маршрута обучающегося // Гуманитарные науки и образование. 2019. № 3. С. 17-22.

Галкина И.С. Информационные технологии в современном дизайн-образовании: развитие профессиональных компетенций студентов через взаимодействие в информационной среде // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всерос. науч. конф. Елец: ЕГУ, 2020. С. 403-410.

Галкина М.В., Ломов С.П., Уколова Л.И. Цифровизация объектов традиционного народного искусства в медиапространстве интерактивных музеев как уникальный метод сохранения художественных и духовных традиций // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 4. С. 89-96. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-4-89-96

Головнёв А.В., Конькова Ю.С., Куканов Д.А. Этнодизайн: искусство vs наука // Уральский исторический вестник. 2020. № 3 (68). С. 6-15. DOI: https://doi.org/10.30759/1728-9718-2020-3(68)-6-15

Зозуля О.Ю., Зозуля Ю.И., Клебанов И.И. Теория и практика логико- семантического моделирования и философского консультирования в педагогической работе с молодыми художниками часть 1 // Социум и власть, 2017. № 2 (64). С. 113-117.

Коровникова Н .А . Цифровой музей: особенности и перспективы развития // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 1. С 145-154.

Куликова Т.В., Князев В.В. Опыт использования народного декоративно-прикладного творчества в педагогической практике // Теория и практика общественного развития. 2020. № 6. С. 82-85.

Литвин Е.А., Горюнова О.А., Шкода М.В. Актуализация понятий о культуре, традициях и инновациях в народном декоративно-прикладном творчестве // Интеллектуальные системы в производстве. 2019. Т. 17. № 1. С. 108-112.

Мадлевская Е.Л., Зимина Т.А., Шушпан А.В. Душегрея. Корсет. Нагрудная одежда в русском традиционном костюме. М.: Бослен, 2020. 256 с

Масликов В.А. Русская артель как оптимальная форма производственной саморганизации: вопросы учреждения, преимущества и проблемы развития // Материалы Афанасьевских чтений. 2019. № 2 (27). С 73-81.

Матвеева С.В. Развитие культурно-творческих способностей подрастающего поколения в условиях народного декоративно-прикладного творчества. Москва: Юрайт, 2019. 136 с.

Репринцев М.А. Цифровой проект в современном дизайн-образовании: развивающие возможности и условия реализации // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 273-279.

Чиркова Е.Ю. Проблематика обучению резьбе по дереву в современном дополнительном и высшем образовании с учётом исторической преемственности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 157-164.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Сидорова ЛЕ. Художественно-прикладное творчество студентов в условиях научного кружка. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(12-1):122-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1238

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ