Стратегии адаптации учебных программ для инклюзивного образования в вузах России

Авторы

  • Марина Магометовна Шайлиева Московский государственный гуманитарно-экономический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/l7436-2365-6924-o

Ключевые слова:

инклюзивное образование, адаптация учебных программ, высшее образование, Россия, цифровизация образования, индивидуализация обучения, студенты с особенностями развития

Аннотация

Введение: в последние годы, в контексте глобализации и активизации социальной ответственности, образовательная система России переживает значительные трансформации, направленные на интеграцию инклюзивного образования в вузах. Согласно исследованию, проведенному Министерством образования и науки РФ в 2021 году, только 12% российских вузов полностью адаптированы к нуждам студентов с особенностями развития, что подчеркивает актуальность и необходимость разработки стратегий адаптации учебных программ. Материалы и методы: Исследование базируется на анализе данных, полученных от 30 ведущих вузов России, охватывающих более 200 учебных программ различных направлений. Применялись методы качественного и количественного анализа, включая статистическую обработку данных и экспертные интервью с преподавателями, разрабатывающими и реализующими инклюзивные программы. Результаты: Проанализирована существующая практика адаптации учебных программ в вузах России, выявлены ключевые направления и стратегии адаптации. Одной из успешных моделей является интеграция специализированных модулей, направленных на развитие универсальных компетенций, в стандартные учебные программы. Так, в МГУ им. М.В. Ломоносова был реализован курс "Основы инклюзивного образования" с участием 150 студентов в 2022 году, что повысило уровень осведомленности студентов о специфике инклюзивного образования на 40%. Важным аспектом является также разработка индивидуальных образовательных маршрутов для студентов с особенностями развития. Например, в СПбГУ была разработана система индивидуальных кураторств, что привело к снижению отчислений среди студентов с ограниченными возможностями здоровья на 30% в 2021-2022 учебном году. Ключевым элементом адаптации является также внедрение цифровых технологий и разработка электронных ресурсов, доступных для студентов с различными видами ограничений. В исследовании было выявлено, что 25% вузов используют специализированные программы и приложения для облегчения обучения студентов с нарушениями зрения и слуха.

Библиографические ссылки

Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 136-145.

Афонькина Ю.А. Принципы инклюзивного образования в парадигме социального взаимодействия // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 11. С. 16-20.

Богорад П.Л., Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с.

Вишнякова И.В. Технология организации развивающей среды вуза // Инженерное образование. 2018. № 24. С. 182-185.

Кирюшина А.Н., Железнова Е.Р., Мамедова Ю.И. Организация развивающего коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. 190 с.

Кондратьев В.В., Файзуллин Р.Р., Вишнякова И.В. Теоретический анализ современного состояния образования по техническим специальностям в области подготовки лиц с ограниченными возможностями по слуху // Управление устойчивым развитием. 2019. № 3. С. 110-114.

Лернер И.М., Ильин Г.И., Зиятдинова Я.Ф., Изерский И.О., Лопатина А.В. Особенности в обучении инвалидов по слуху в высшей школе по техническим специальностям // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. № 4. С. 120126.

Лернер И.М., Кондратьев В.В. Адаптирование общеобразовательной дисциплины для формирования творческой самостоятельности слабослышащих студентов // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 132-141.

Лернер И.М., Кондратьев В.В. Информационные технологии в формировании кластеров восприятия информации у студентов с нарушениями слуха // Информатика и образование. 2019. №8. С. 57-63.

Лубовский В.И. Инклюзия - тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Специальное образование. 2016. № 4. С. 77—87.

Лубовский Д.В. Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации современных ФГОС общего образования. Под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2017. 160 с.

Максименко М.А. Особенности организации инклюзивного образования в США // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 75-82.

Москаленко И.В. Непрерывность психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ как условие качества инклюзивного образования. V Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность». Гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2019. 488 с.

Семаго М.М. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования. Под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. М.: АРКТИ, 2019. 368 с.

Ясин М.И. Раскрытие человеческого потенциала: инклюзивное образование для студентов с инвалидностью по слуху. 2022. № 4. С. 22-27. DOI: https://www.doi.org/10.17805/trudy.2022.4.4

Загрузки

Опубликован

2023-11-15

Как цитировать

1.
Шайлиева ММ. Стратегии адаптации учебных программ для инклюзивного образования в вузах России. УО [Интернет]. 15 ноябрь 2023 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];13(11-1):133-40. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1148

Выпуск

Раздел

ИНКЛЮЗИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА