Цифровизация образовательного пространства школы: воспитательный аспект

Авторы

  • Галина Владимировна Палаткина АГУ Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева

DOI:

https://doi.org/10.25726/f8528-5226-6414-d

Ключевые слова:

цифровизация, образовательное пространство, воспитательный аспект, цифровые технологии, Россия, школьное образование, цифровое образование, учебные практики

Аннотация

В начале XXI века мировое образовательное пространство переживает значительные трансформации. Бурное развитие цифровых технологий, охватывающее все сферы жизнедеятельности человека, существенно меняет вектор образовательного процесса. Особенно активно цифровизация влияет на школьное образование, изменяя традиционные подходы к учебным практикам и роль учителя в образовательном процессе. По данным Федеральной службы государственной статистики, более 70% школ Российской Федерации в 2022 году оснащены современным цифровым оборудованием, что дает основания говорить о все более активном внедрении цифровых технологий в российском школьном образовании. При этом, однако, важно учитывать, что цифровизация школьного образования – это не просто применение компьютеров или использование электронных учебников. Это преобразование образовательного пространства, изменение подходов к педагогическому процессу, формирование новых навыков и компетенций у учащихся. В контексте цифровизации особенно важно обратить внимание на воспитательный аспект образования. Цифровые технологии предоставляют новые возможности для реализации воспитательного процесса, но одновременно требуют от педагогического сообщества пересмотра подходов и методик. Эта статья представляет собой попытку заполнить этот пробел, предложив анализ опыта использования цифровых технологий в образовательном пространстве школы с акцентом на воспитательный аспект.

Библиографические ссылки

Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А., Захарова У.С., Григорьева А.Е. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. № 24 (2). С. 59-74.

Буторина Н.В., Сапко О.В., Шаяхметова В.Р. Развитие мотивации интеллектуальной и инновационной активности педагогов в условиях современной школы // Пермский педагогический журнал. 2020. №11. С. 36-40.

Быкова Р.А. К вопросу об оценке компетенций обучающихся в условиях цифровизации образования в высшей школе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 4. С. 173-180. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-4-173-180

Восковская А.С., Карпова Т.А. Использование веб-квестов для организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 9-11.

Гамбеева Ю.Н., Сорокина Е.И. Цифровая трансформация современного образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 5. С. 35-43.

Головчин М.А. Какой учитель нужен "школе будущего"? Применимость подхода Дж. Хэтти для российского образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. №12. Т. 1. С. 229-242.

Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций // Российский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 6. С. 452-463.

Дорофеева Е.В. Создание комфортного психологического климата в студенческой группе // Известия ВГПУ. 2012. № 10. С. 51-56.

Казак Е.Г. Понятие «профессиональная мобильность» в педагогическом исследовании // International Scientific Review. 2015. № 6 (7). С. 68-70.

Кокоева Р.Т., Хетагов В.К. Профессиональные компетенции преподавателя высшей школы // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3.

Матонин В.В. Тренды современного образования: геймификация // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2017. № 2. С. 36-40.

Новикова A.A., Мехришвили Л.Л. Проблематика развития социальной компетентности обучающихся в высшей школе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 4. С. 60-66.

Ростовцева П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 316 - 318.

Савина А.Г., Малявкина Л.И., Шмаркова Л.И. Актуализация понятия «цифровая грамотность» в контексте формирования национального цифрового пространства РФ // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 1 (43). С. 79-84.

Тонких А.П., Прядехо А.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов // Современное педагогическое образование. 2019. № 3. С. 221-224.

Шариков А.В. Концепции цифровой грамотности: российский опыт // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3, № 3. С. 96-112.

Загрузки

Опубликован

2023-06-15

Как цитировать

1.
Палаткина ГВ. Цифровизация образовательного пространства школы: воспитательный аспект. УО [Интернет]. 15 июнь 2023 г. [цитируется по 21 февраль 2024 г.];13(6):114-20. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/931