Функциональная грамотность в ретроспективе и перспективе: проблемно-исторический анализ зарубежных источников м

Авторы

  • Вера Анатольевна Захарова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/v3039-0555-6987-i

Ключевые слова:

функциональная грамотность, образование, общее образование, профессиональное образование, научная проблема, образовательный результат

Аннотация

Цель статьи – рассмотреть ретроспективу и перспективу исследования проблемы функциональной грамотности в зарубежных источниках. Следуя типологии научных проблем, можно описать развитие точек зрения на понятие «функциональная грамотность» в XX–XXI веках. На первом этапе обсуждалась проблема существования функциональной грамотности как самостоятельного явления, на втором – дискуссии строились вокруг описания и классификации; на третьем этапе представлены разные подходы к рассмотрению функциональной грамотности; на четвертом этапе изучались закономерности развития функциональной грамотности, перспективы разработки. В настоящее время исследования носят прикладной характер; далее следует рефлексивный этап с обсуждением вопросов о достижении цели в науке и практике. Термин «функциональная грамотность» на ранних этапах применялся к взрослым и молодежи, часто – мигрантам и иностранным сотрудникам. В настоящее время ставится вопрос о формировании функциональной грамотности детей. Проблема значима в силу связи с экономикой, политикой, идеологией, социальной сферой. Обращение к зарубежным источникам важно в контексте глобализации и локализации.

Библиографические ссылки

Бекмаганбетова Д.Т. Сисалиева А.Р. Lesson Study: Оқушылардың функциональдық сауаттылығын графикалық оқу жəне есептерді практикалық қолдану арқылы қалай дамытуға болады // Молодой ученый. 2021. No 23(365). С. 509–511.

Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Пространство и время (альманах). 2015. Т. 8. Вып. 1: Пространство и время образования. 2227– 9490e–aprovr_e–ast8–1.2015.12.

Жлудова Н.С. Опыт исследования функциональной грамотности у старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью в контексте функционального подхода // Повышение качества образования в условиях поликультурного социума: Сборник статей. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2017. С. 204–208.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010. 280 с..

Прытков В.П. Структура научной проблемы // Теория и практика общественного развития. 2013. №1.

Прытков В.П. Познавательные функции и типология научных проблем // Теория и практика общественного развития. 2013. №5.

Bulajic Aleksandar & Despotovic Miomir & Lachmann Thomas. Zeitschrift für Neuropsychologie. 30. Р. 109–122. 10.1024/1016–264X/a000255. URL: https://www.researchgate.net/publication/333470256_Understanding_functional_illiteracy_from_a_policy_adult _education_and_cognition_point_of_view_Towards_a_joint_referent_framework.

Cencelj Zvonka & Abersek Metka & Abersek Boris & Flogie Andrej. Role and meaning of functional science, technological and engineering literacy in problem–based learning // Journal of Baltic Science Education. 2019. 18. Рp. 132–146. 10.33225/jbse/19.18.132. URL: https://www.researchgate.net/publication/331093165_Role_and_meaning_of_functional_science_technologica l_and_engineering_literacy_in_problem–based_learning/.

International Baccalaureate Organization. – URL: https://ibo.org/about–the–ib/.

Kani N. B. Influence of functional literacy on education // Kazakhstan Science Journal. 2020. Vol. 3. No 7(20). Pp. 31–39.

Kozhanova K. T. Компетентностный подход в образовании как основа формирования функциональной грамотности школьников // Вестник "Өрлеу" – kst. 2014. No 4(6). Pp. 139–143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34901008.

Lineo Rose Johnson Cultural and social uses of orality and functional literacy: A narrative approach. Reading & Writing. 2016. 7. 10.4102/rw.v7i1.119. – URL: https://www.researchgate.net/publication/309470065_Cultural_and_social_uses_of_orality_and_functional_lite racy_A_narrative_approach.

Mukan N., Fuchyla O. Functional literacy learning in the system of adult education in belgium. Advanced Education. 2016. № 12. Рp. 34–39. 10.20535/2410–8286.76533. URL: https://www.researchgate.net/publication/311976642_Functional_literacy_learning_in_the_system_of_adult_e ducation_in_belgium.

O'Donnell Angela M., Dansereau Donald F., Rocklin Thomas, Hythecker Velma I. and Young Michael D., Hall Richard H., Skaggs Lisa P., and Lambiotte Judith G. Promoting functional literacy through cooperative learning // Journal of Reading Behavior, 1988. Volume XX. No. 4. Рp. 339–356.

Owada K., Nielsen M., Lau Colleen L, Yakob L., Clements Arhcee C.A., Leonardo L. et al. (2019) Functional illiteracy burden in soil–transmitted helminth (STH) endemic regions of the Philippines: An ecological study and geographical prediction for 2017. PLoS Negl Trop Dis 13(6): e0007494. – URL: https://journals.plos.org/plosntds/article?id=10.1371/journal.pntd.0007494.

Perry K.H., Shaw D.M., Ivanyuk L., Tham Y.S.S. The ‘Ofcourseness’ of Functional Literacy: Ideologies in Adult Literacy // Journal of Literacy Research. 2018; 50(1). Рp. 74–96. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1086296X17753262.

The Potentials of K–12 Literacy Development in the International Baccalaureate PYP and MYP. Final Report. Submitted by the University of Canberra team: Dr Misty Adoniou, Dr Grette Toner and Professor Moosung Le. Canberra, 2016. 299 p.

UNESCO Institute for Statistics. URL: http://tcg.uis.unesco.org/wp– content/uploads/sites/4/2020/08/Metadata–4/

Загрузки

Опубликован

2023-04-15

Как цитировать

1.
Захарова ВА. Функциональная грамотность в ретроспективе и перспективе: проблемно-исторический анализ зарубежных источников м. УО [Интернет]. 15 апрель 2023 г. [цитируется по 17 апрель 2024 г.];13(4):208-17. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/863