Процедуры внешней и внутренней оценки качества образования в деятельности руководителя образовательной организации: аудит и модерация

Авторы

  • Константин Борисович Егоров Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
  • Вера Анатольевна Захарова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/f5370-5680-4789-r

Ключевые слова:

управление образовательной организацией, внешняя оценка, внутренняя оценка, руководитель образовательной организации, высшее образование, дополнительное профессиональное образование, общее образование, функциональные навыки, аудит, модерация

Аннотация

Современная система образования работает в условиях обновления подходов к внешней оценке качества образования (мониторинг в рамках государственной аккредитации, профессиональнообщественная аккредитация, независимая оценка квалификаций и др.). Новые модели внешней оценки стимулируют осмысление внутренней системы оценки качества в образовательных организациях. Соответственно в деятельности руководителя образовательной организации возрастает значимость понимания сущности процедур внешней и внутренней оценки. Программы подготовки руководителей образовательных организаций в вузе и в дополнительном профессиональном образовании должны включать разделы, посвященные оценочным процедурам в управлении. Такие программы могут быть реализованы по заказу органов управления образованием федерального, регионального или муниципального уровня. В статье рассмотрены такие процедуры оценки качества образования, как аудит и модерация, проанализирована российская и международная практика их применения, исследовано происхождение и развитие термина, даны классификации. Применение аудита и модерации целесообразно в управлении образовательными холдингами или сетью образовательных организаций.

Библиографические ссылки

Азарьева В.В., Звездова А.Б. Независимая оценка качества образования: проблемы и перспективы // Качество образования в Евразии. 2018. № 6. С. 5–17.

Денисова О.П. Организационно-педагогическая система комплексной подготовки кадрового состава вуза к экспертизе качества образования: концепция, модель, технологии. Дисс. … д.пед. н. – Тольятти, 2014. – 393 с.

Громовенко А.В., Тараненко Н.Ю. Актуальные вопросы проведения профессиональнообщественной аккредитации на примере южного центра независимой оценки качества профессионального образования // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 123– 132.

Егоров К.Б., Захарова В.А. Внешняя оценка в управлении образовательной организацией // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики № 2. 2021. С. 94–110.

Жезлова С.А. Модерация как инновационная форма повышения квалификации учителя. Диссертация на соискание ученой степени к.пед. н. Кострома, 2000. 166 с.

Кирий Н.В., Пересыпкин А.П. Через модерацию к новому качеству обучения в вузе // Интеграция образования. 2009. № 4 (57). С. 37–40.

Левченкова Н.С., Николаев А.И., Нестерова М.М., Орехова Н.С., Наконечный Д.А., Николаев Д.А. Опыт внедрения системы менеджмента качества в сфере высшего медицинского образования на кафедре терапевтической стоматологии СГМА // Смоленский медицинский альманах. 2015. С.76–79.

Махова Ю.В. Модерация как фактор профессионального образования инженернопедагогических работников технического колледжа // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 8. С. 293–298.

Новые правила аккредитации образовательной деятельности вступили в силу. Официальный сайт федеральной службы по надзору в сфере образования. https://obrnadzor.gov.ru/news/novye-pravila-akkreditaczii-obrazovatelnoj-deyatelnosti-vstupili-v-silu/

Приказ Минтруда России от 19.04.2021 № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)».

Раисова К.А.Совершенствование системы менеджмента качества высшего медицинского образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д. мед. наук. Астана, 2014. 39 с.

Рубин Ю.Б., Соболева Э.Ю. Внутренние гарантии качества процедур независимой аккредитации в образовании // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 12–23.

Соболева Э.Ю. Экспертные проекты по оценке качества образования, реализуемого с использованием e-learning// Прикладная информатика. 2012. № 6. С. 15–23.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001. https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/10951

Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/288582/%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Тимченко В.В. Сети независимой оценки качества образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 8 (30) С. 5–8.

A practical guide to assessment and reporting. https://assessment.tki.org.nz/Moderation/Moderation-purposes

Cambridge IGCSE Coursework handbook. https://www.cambridgeinternational.org/supportand-training-for-schools/support-for-teachers/teaching-and-assessment/internal-moderation/

CELTA. Syllabus and Assessment Guidelines. www.cambridgeenglish.org.ru/images/21816-celta-syllbus.pdf.

IB assessment principles and practices: A guide to assessment for teachers and coordinators https://www.ibo.org/contentassets/4d92e48d38a4415a87e11555e143a39f/assessment-guide-for-teachersand-coordinators-en.pdf

In-service certificate in English Language Teaching/ Syllabus and Assessment Guidelines 2015. http://www.cambridgeenglish.org.ru/images/21797-icelt-syllabus.pdf

Internal moderation. https://www.cambridgeinternational.org/support-and-training-forschools/support-for-teachers/teaching-and-assessment/internal-moderation/

Lingvo Universal (En-Ru) (к версии ABBYY Lingvo x6) Англо-русский словарь общей лексики. ABBYY, 2014.

Moderation guidance. University of Edinburgh. https://www.ed.ac.uk/institute-academicdevelopment/learning-teaching/staff/assessment/moderation-guidance

Oxford Dictionary (En-En) (для ABBYY Lingvo x6) Oxford Dictionary of English, 3rd Edition. Oxford University Press 2010. 2069 pages.

Moderation. New Zealand Ministry of Education. https://assessment.tki.org.nz/Glossary#glossary_210

Phase 3 – Coursework & Moderation. https://www.cambridgeinternational.org/examadministration/cambridge-exams-officers-guide/phase-3-coursework-and-moderation(

Professional Practice Note 15. Assessment moderation. https://www.education.vic.gov.au/Documents/school/teachers/teachingresources/practice/professionalpracticenote15.pdf

Visiting moderation. Cambridge Technicals. https://www.ocr.org.uk/administration/cambridgetechnicals/assessment/visiting-moderation

Remote moderation. Functional Skills. https://www.ocr.org.uk/administration/functionalskills/assessment/remote-moderation

Wilmut, John and Tuson, Jennifer. Statistical moderation of teacher assessments. A report to the Qualifications and Curriculum Authority (QCA). http://oucea.education.ox.ac.uk/wordpress/wpcontent/uploads/2011/06/Wilmut-2004-review-of-TA.pdf.

Загрузки

Опубликован

2022-05-15

Как цитировать

1.
Егоров КБ, Захарова ВА. Процедуры внешней и внутренней оценки качества образования в деятельности руководителя образовательной организации: аудит и модерация. УО [Интернет]. 15 май 2022 г. [цитируется по 24 ноябрь 2024 г.];12(3):170-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/372

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)