Лингвистический аспект учебно-педагогического дискурса преподавателя английского языка в заведении высшего педагогического образования

Авторы

  • Оксана Леонидовна Мохова Российский университет транспорта
  • Наталья Дмитриевна Пашковская Московский международный университет
  • Виктория Владимировна Сибул Российский университет дружбы народов
  • Валерия Владимировна Гончарова Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

DOI:

https://doi.org/10.25726/i3204-1563-5072-y

Ключевые слова:

лингвистический аспект, учебно-педагогический дискурс, преподавание, английский язык

Аннотация

На сегодня образовательный процесс претерпевает быстрые изменения, влияние информационных потоков, интенсификации межкультурных связей, а также внедрение инноваций и новых стандартов. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость упорядочения новых подходов к обучению, а также внедрения инновационного развития образования. При таких условиях возникает необходимость стандартизации речевого поведения преподавателя высшей школы, выделение англоязычного учебно-педагогического дискурса как отдельной категории для дальнейшей интенсификации образовательного процесса в целом и подготовки будущих преподавателей английского языка в частности, повышение эффективности обучения и выделении основных тактик формирования языковой ситуации, в частности на занятии по английскому языку. Для того, чтобы учебно-педагогический дискурс происходил эффективно в любой учебной ситуации, его необходимо детально изучить и определить его основные особенности, которые будут необходимыми для преподавателя английского языка. На основе анализа научной литературы мы можем сделать вывод, что учебно-педагогический дискурс включает лингвистический аспект, что означает непосредственное речи преподавателя. Кроме того, он охватывает вербальные и невербальные средства передачи замысла высказывания, его коммуникативной цели осуществления учебной ситуации. Профессиональная деятельность преподавателя английского языка характеризуется повышенной ответственностью за свои речевые поступки. Для этого он должен удачно совместить традиционные и новейшие методики, технологии, достижения лингводидактики, психологии, педагогики, лингвистики. Кроме того, преподаватель должен опираться на собственный опыт и достояние коллег. Однако, этого мало, поскольку речевое поведение преподавателя в значительной степени зависит от ситуации, во время которой происходит общение, и участников речевого взаимодействия студентов.

Библиографические ссылки

Батина Е.В., Кожухова И.В. Приемы индивидуализации образовательной деятельности обучающихся языковых специальностей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. Т. 12. № 2. С. 82-91. DOI 10.14529/ped200208.

Белоусова М.М. О некоторых особенностях взаимосвязанного развития речевых навыков на иностранном языке при обучении онлайн // Инженерный вестник Дона. 2020. № 11 (71). С. 355-372.

Быстрай Е.Б. Формирование межкультурной педагогической компетентности будущих учителей: монография. Челябинск: Цицеро, 2017. 123с.

Горлова Н.А. Специфика развития навыков и умений в ходе овладения учащимися речевой деятельностью на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 2013. № 3. С. 2-9.

Демидова Т.Е., Тонких А.П. Реализация компетентностного подхода в вузе // Проблемы подготовки учителя для современной российской школы : сборник материалов: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции преподавателей педагогических учебных заведений: программы учебных дисциплин, специальных курсов и семинаров для студентов педагогических вузов и колледжей, обеспечивающие подготовку к работе по Образовательной системе "Школа 2100", Москва, 02–03 февраля 2007 года. Москва: ООО "Баласс"; Издательский Дом РАО, 2007. С. 36-39.

Казакова О.П. Языки для специальных целей в парадигме методики обучения иностранным языкам в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С. 79-82.

Кожухова И.В., Редькина О.Ю. Проблема формирования прагматической компетенции на уроках родного языка // Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание: сб. ст. и материалов. Челябинск, 2019. С. 189-192.

Мясникова О.В., Пержан Н.Н. Развитие речевых навыков с помощью онлайн элементов (на примере работы на платформе Moodle) // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. 2020. № 9. C. 122-129.

Серафимович И.В., Беляева О.А. К вопросу о преемственности ценностей участников образовательных отношений в современных социокультурных условиях // Хуманитарни Балкански изследвания. 2018. № 1. С. 24-29.

Сметанина М.Н. Концептуальные основы составления учебника по иностранному языку на базовом и предпороговом уровне // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 45-52.

Соловова Е.Н. Перспективные направления вузовской методики преподавания иностранных языков // Вестник МГИМО. 2013. № 6(33). С. 67-70.

Шестакова Е.С., Черезова М.В. Принцип минимизации языка в обучении иностранному языку для специальных целей в неязыковом вузе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. № 1. С. 212-224.

Bagheri M., Mohamadi Zenouzagh Z. Comparative study of the effect of face-to-face and computer mediated conversation modalities on student engagement: Speaking skill in focus // Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education. - 2021. - 6(1). DOI: 10.1186/s40862-020-00103-0.

Banegas D. CLIL teacher development: Challenges and expectations // Latin American Journal of Content and language Integrated Learning. - 2012. - Vol. 5. No. 1. - P. 33-45.

Bonnet A. Towards an evidence base for CLIL: How to integrate qualitative and quantitative as well as process, product and participant perspectives in CLIL research // International CLIL Research Journal. - 2012. - Vol. 1. No. 4. - P. 65-78.

Загрузки

Опубликован

2023-01-15

Как цитировать

1.
Мохова ОЛ, Пашковская НД, Сибул ВВ, Гончарова ВВ. Лингвистический аспект учебно-педагогического дискурса преподавателя английского языка в заведении высшего педагогического образования. УО [Интернет]. 15 январь 2023 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];13(1):202-10. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/758

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>