Дистанционное обучение как фактор повышения уровня школьного образования в постпандемийный период

Авторы

  • Наталья Владимировна Буренкова Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
  • Ирина Васильевна Быкова Брянский государственный технический университет
  • Александр Павлович Тонких Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

DOI:

https://doi.org/10.25726/f5853-6763-3503-c

Ключевые слова:

COVID-19, пандемия, школьное образование, интернет, дистанционное обучение

Аннотация

В начале 2020 года мир охватила пандемия COVID-19, которая затронула все сферы общественной жизни и привела к глобальному кризису. Одной из сфер, которая пострадала больше всего, стало школьное образование. Из-за высоких показателей инфицирования соискатели образования и преподаватели во всем мире были вынуждены перейти на дистанционную модель обучения, к которой большинство образовательных учреждений не было готово. По данным ООН, пандемия вызвала наибольший срыв образовательных систем в истории, затронув почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах. Резкий переход на дистанционную форму обучения не только нанес стресс участникам образовательного процесса, но и углубил образовательное неравенство в мире в целом и в России в частности. Ведь доступ семей к Интернету и технических устройств, необходимых для онлайн-обучения, существенно различается в зависимости от региона проживания и материального состояния. Кроме этого, в среднем образовании из-за ограниченного взаимодействия учащихся с учителями часть учебных обязанностей последних неизбежно ложится на родителей. Это также может вызвать значительные различия в усвоении учебного материала между школьниками в зависимости от культурного капитала семьи и от формы занятости родителей (очной или удаленной). Цель статьи целью выявить и обобщить проблемы, с которыми столкнулось мировое образовательное сообщество в течение прошлого года, выделить основные факторы образовательного неравенства в условиях пандемии и рассмотреть способы устранения неодинакового доступа к образованию на примере России и нескольких других стран.

Библиографические ссылки

Буренкова Н.В., Данилова Т.В., Тонких А.П. Инновационный подход к формированию модели современного учителя российской школы // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 4 (40). С. 65-73.

Демидова Т.Е., Тонких А.П. Реализация проблемного обучения в вузе //Начальная школа плюс До и После. 2007. № 4. С. 6-12.

Лунько М.Е. Факторы и особенности развития мирового рынка услуг // Novalnfo. 2014. № 24. С. 1-4.

Рейтинг стран мира по уровню образования. URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/education. Universities research taskforce draws on large membership//ResearchProfessional News.

Родионов Д.Г., Кушнева О.А., Рудская И.А. Рейтинг университетов как инструмент в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг // Инновации. 2013. № 11 (181). С. 89- 97.

Сахапов Р.Л., Абсалямова С.Г., Абсалямов Т.Б. Виртуальная мобильность как фактор повышения качества и доступности образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016. № 3 (91). С. 140-146.

Al-Samarrai, S., M. Gangwar and P. Gala. 2020. The Impact of the COVID-19 Pandemic on Education Financing, World Bank, Washington, DC URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/33739

Canada’s COVID-19 Economic Response Plan. Government of Canada. URL: https://www.canada. ca/en/department-finance/economic-response-plan.html

Government support package for universities and students. Government of the United Kingdom. URL: https://www.gov.uk/government/news/government-support-package-for-universities-and-students

OECD 2020. “VET in a time of crisis: Building foundations for resilient vocational education and training systems”, Policy Brief, OECD, Paris. URL: https://read.oecd-library.org/view/?ref=132_132718-fdwmrqsgmy&title=VET-in-a-time-ofcrisis-Building-foundations-for-resilient-vocational-education-and-trainingsystems

Prime Minister announces support for research staff in Canada. Prime Minister of Canada. URL: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/05/15/prime-minister-announces-support-research-staff-canada

Regional/National Perspectives on the Impact of COVID-19 on Higher Education. International Association of Universities. URL: https://iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_covid-19_regional_perspectives_on_the_impact_of_covid-19_on_he_july_2020_.pdf

Safaie N., Romanovich M.A., Romanovich L.G, Yarmolenko I.V. 2020. Technopark and its role in improving the competitiveness of the country’s economy: current issues in Russia and Iran. IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 945, 012076.

The World Bank Open Data. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=educationstatistics-all-indicators

The world’s smartest source of education market intelligence. URL: https://www.holoniq.com/research/

Universities research taskforce draws on large membership. URL: https://www.research-professionalnews.com/rr-news-uk-2020-universities-research-taskforce-draws-on-large-membership/

Загрузки

Опубликован

2022-05-15

Как цитировать

1.
Буренкова НВ, Быкова ИВ, Тонких АП. Дистанционное обучение как фактор повышения уровня школьного образования в постпандемийный период. УО [Интернет]. 15 май 2022 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];12(3):226-34. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/378