Ценностно-смысловая пропедевтика - критическая технология формирования глобальной компетентности

Авторы

  • Всеволод Андреевич Курбатов Группа компаний "Просвещение"

DOI:

https://doi.org/10.25726/d7487-1393-0410-g

Ключевые слова:

пропедевтика, возможности, глобальная компетентность, осознанность, ценности, смыслы, критическая технология, устойчивое развитие, мотивация, контролируемость, доступность, эффективность

Аннотация

Аналитические обзоры тенденций развития процессов трансформации мирового сообщества свидетельствуют о повышенном внимании к формированию глобальной компетентности и разработке критических технологий. Как правило, этот факт объясняется глубиной всемирного социальноэкономического кризиса и опасностью его последствий, которые многие оценивают как возможность "уничтожения человечества как вида". Результаты опросов практиков показывают, что для них основной проблемой является высокая степень неопределенности смыслового поля этих терминов и отсутствие объективных критериев оценки сформированности глобальных навыков и компетенций, а также "степени критичности" технологий. Например, в исследовании PISA глобальная компетентность представляется как "многомерная способность", включающая в себя ряд глобальных компетенций. Тавтологичность данного представления в некоторой степени компенсируется перечислением глобальных компетенций: способность ценить и понимать различные точки зрения и мировоззрения, готовность к успешному и уважительному взаимодействию с другими, стремление к принятию мер, направленных на достижение коллективного благополучия и обеспечение устойчивого развития, способность анализировать межкультурные и глобальные проблемы. Однако даже теоретики затрудняются в оценках практической применимости быстро меняющихся представлений об этих компетенциях в целом и об устойчивом развитии в частности, а в докладе Римскому клубу 2018 аргументировано обосновывается, что "текущие тенденции не имеют отношения к устойчивому развитию". Данный факт может быть интерпретирован как проявление одного из парадоксов формирующегося информационного общества - из огромного объема общедоступной информации (в том числе, о методах эффективного решения актуальных проблем) используется не более 3%, что вызывает углубление кризиса из-за упущенных возможностей ликвидации угроз устойчивости развития. Статья посвящена ценностно-смысловой пропедевтике как критической технологии, обеспечивающей формирование глобальной компетентности у любого субъекта и позволяющей объективно оценивать результат с помощью системы критериев, апробированных в процессе двадцатилетнего государственного эксперимента.

Библиографические ссылки

Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. http://www.sovetika.ru/sssr/andropovst001.htm

Безруких М.М. Прекратите предъявлять детям неадекватные требования. М., 2017. https://newtonew.com/school/bezrukhih-children-reading

Вийкман А. Экстренное заявление Римского клуба // https://www.b17.ru/blog/259440/

Владимиров А.И. Война как война смыслов // Экономические стратегии. 2016. №4. С. 38.

Волчков В.Ю., Потеряйко А.Ю. Образование: смыслы, ценности, интеллект. Проблемная ситуация // Молодёжный Форум «Образ будущей России глазами молодёжи». М.: МОИП, 22 февраля 2022 г. https://xn--b1addlbmfjmgouh8k.xn--p1ai/educationmodel/11-molodyozhnyi-forum-obraz-buduscheirossii-glazami-molodyozhi.html

Всесоюзный съезд работников народного образования / Стенографический отчет. 20-22 декабря 1988 г. М.: Высшая школа, 1990. 414 с.

Выступление Владимира Путина на форуме «Валдай» 21 октября 2021 года. http://www.kremlin.ru/events/president/news/66975

Захарченко А.В. Ценностно-смысловые ориентиры современной молодежи // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. No4. Том 1. С. 38-42.

История философии (Энциклопедия). https://www.litmir.me/br/?b=123620&p=462

Кихтан В.В., Качмазова З.Н. Информационная война: понятие, содержание и основные формы проявления // Вестник ВУиТ. 2018. № 2. С. 228–235.

Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ. М., 1970.

Курбатов А.В., Курбатова Л.А. Система ценностно-смыслового образования интеллектуальной экономики устойчивого мира // Евразийский союз ученых (ЕСУ). 2020. No 3 (72). С. 17-32. DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.4.72.643.

Курбатов А.В., Курбатова Л.А. Ценностно-смысловая психология в информационном обществе // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. No 2А. С. 199-210. DOI: 10.34670/AR.2021.19.76.021.

Курбатов А.В., Курбатова Л.А. Ценностно-смысловая философия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание». 2021. No 5. С. 142-150. DOI 10.37882/2500-3682.2021.05.19.

Ламова Е. Более 400 подростков задержали с февраля на антивоенных акциях в Москве// Военная операция на Украине 12 апреля 2022 г. https://www.rbc.ru/politics/12/04/2022/625432999a7947d7889a6928

Лужков Ю.М. Возобновление истории. Человечество в XXI веке и будущее России. М.: МГУ, 2002. 198 с.

Мазурова Л. Потребитель нынче в дефиците? // Литературная газета. 2007. № 32 (6132). [https://lgz.ru/article/N32--6132---8-08-2007-/Potrеbitеly-nыnchе-v-dеfitsitе_1154/

Меньшиков В.М. Почему Россия должна принять Государственную доктрину развития образования. https://ruskline.ru/analitika/2017/04/13/pochemu_rossiya_dolzhna_prinyat_gosudarstvennuyu_doktrinu_razvitiya_obrazovaniya

Миронов С.М. За пробелы в организации учебного и воспитательного процесса будут в конечном итоге расплачиваться наши дети. URL: http://council.gov.ru/events/news/23323/

Нарочницкая Н.А. Поддержим Указ президента о традиционных ценностях // Информационный портал семейной политики "Иван Чай", 2022. https://ivan4.ru/news/traditsionnye_semeynye_tsennosti/politik_natalya_narochnitskaya_podderzhala_proekt_ukaza_pre_zidenta_o_traditsionnykh_tsennostyakh/

Патрушев Н.П. -Двойные стандарты ряда стран мешают в борьбе с терроризмом. https://ria.ru/20150903/1227068786.html

Переслегин С. Новые карты будущего, или анти-рэнд. http://rud.exdat.com/docs/index744940.html?page=25

Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1980. 302 с.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2014 года № 245 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". http://government.ru/docs/all/90850/

Проект Указа Президента РФ "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". https://strategy24.ru/

Путин В.В. Полный текст инаугурационной речи в 2018 г. https://www.kp.ru/daily/26826/3865415/ (дата обращения: 15.04.2022).

Путин назвал главный негативный фактор для российской экономики. https://lenta.ru/news/2022/04/18/negat/

Путин назвал экстремизм прямой угрозой единству России [Электронный ресурс]. - URL: https://smotrim.ru/article/2654633

Словарь по аналитической психологии. https://slovar.cc/psih/analit/2481243.html

Тойнби А.Д. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2002.

Указ Президента Российской Федерации № 400 от 02.07.2021 г. "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897, с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.).

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу 01.03.2022). https://www.zakonrf.info/zakon-obobrazovanii-v-rf/

Функциональная грамотность: глобальные компетенции // Отчет по результатам международного исследования PISA-2018. М.: 2020. 54 с.

Фурсов А.И. XXI век выиграет тот, кто сможет создать новую науку о человеке, об обществе. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/538417

XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза, 25 февр.- 6 марта 1986 г. Стенографический отчет. [В 3 т.]. Т. 1. М.: Политиздат, 1986. 654 с.

Загрузки

Опубликован

2022-04-15

Как цитировать

1.
Курбатов ВА. Ценностно-смысловая пропедевтика - критическая технология формирования глобальной компетентности. УО [Интернет]. 15 апрель 2022 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];12(2):67-81. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/312