Саморазвитие информационной деятельности студентов в условиях образовательного процесса вуза
DOI:
https://doi.org/10.25726/q4786-2164-1962-bКлючевые слова:
саморазвитие, студенты вуза, культура, информационная культура, информационная деятельность, информационно-коммуникационные технологииАннотация
Одной из актуальных проблем высшего образования, обусловленной цифровизацией всех сфер деятельности человека, является подготовка кадров для отечественного рынка. Работодатели проявляют неудовлетворенность выпускниками вузов, указывая что после выпуска необходимо дополнительно проводить обучение уже на рабочем месте. При этом большинство акцентируют внимание не на отсутствие опыта работы, а на несформированность гибких навыков, таких как критическое мышление, работа в команде, самоорганизация и саморазвитие. Обзор научных исследований подтверждает обозначенную проблему, одной из причин которой является несоответствие реализуемых в вузе традиционных методов обучения адекватному восприятию современных студентов. Вышесказанное подтверждает актуальность заявленной темы. В данной статье авторы раскрывают и дают обоснование понятию «саморазвитие информационной деятельности». Приводится доказательство тому факту, что на современном этапе в высших учебных заведениях одной из главных задач становится необходимость создания и обеспечения условий для саморазвития информационной деятельности студентов. И для получения успешного результата при внедрении данных процессов предлагается разработка и внедрение методики, в основе которой лежат два подхода – системный и конструктивистский, и включающая в себя компоненты, ориентированные на обеспечение и усовершенствование процесса саморазвития информационной деятельности студентов в условиях вуза. Обосновывается утверждение, что в контексте современных условий для вузов приоритетной целью является формирование и поддержание благоприятной среды для саморазвития информационной деятельности студентов. Для достижения положительных результатов при реализации этих начинаний предлагается создание и внедрение методологической системы, базирующейся на принципах системного и конструктивистского подходов, которая включает элементы, направленные на поддержку и оптимизацию процесса саморазвития информационной деятельности студентов в условиях вуза.
Библиографические ссылки
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2018. 288 с.
Быченко Ю.Г., Зиновьева Е.А. Саморазвитие информационной культуры студентов высших учебных заведений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 1. С. 19-22.
Волков В.Э. Демократическая организация информационного общества: публичная функциональность информационной деятельности // Юридический вестник Самарского университета. 2020. Т. 6. № 3. С. 28-31.
Ефимова Ю.В. Принципы стимулирования саморазвития информационно-коммуникационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-3. С. 712-716.
Князькова О.Н. О понятии «культура самоорганизации личности студента» // Молодой ученый. 2012. № 11(46). С. 428-432.
Козлачков В.И. Информационная деятельность. Система ориентиров: моногр. М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. 267 с.
Косарева С.А. Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов: дисс. ... канд. пед. наук. Саратов, 2023. 24 с.
Котова С.С. Технологии самоорганизации и саморазвития: моногр. Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2022. 195 с.
Кощиенко И.В., Немировская В.С. Понятие «саморазвитие» как психолого-педагогическая проблема // Исследования молодых ученых: мат. XXV Межд. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2021. С. 20-26.
Миндибаева Т.Н. Развитие информационной культуры будущих юристов в образовательном процессе вуза: дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 26 с.
Носкова Т.Н. Совершенствование информационно-интеллектуальной деятельности в цифровом образовательном пространстве // Проблемы современного образования. 2024. № 1. С. 205-218.
Уханов В.А. Информационная деятельность человека: дис. д-ра философ. наук. Екатеринбург, 1997. 292 с.
Фалеева Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 266-274.
Щукина М.А. Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 48-57.
Яковец Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: дисс. канд. пед. наук. Курган, 1999. 175 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Управление образованием: теория и практика

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.