Методические подходы к обучению игровым видам спорта в условиях инклюзивного образования

Авторы

  • Ислам Мамед Оглы Джолиев Уральский государственный аграрный университет
  • Эдуард Юрьевич Башмаков Уральский государственный аграрный университет
  • Нияз Масгутович Каримов Уральский государственный аграрный университет
  • Владимир Анатольевич Обносов Уральский государственный аграрный университет
  • Алексей Сергеевич Мишин Уральский государственный аграрный университет

Ключевые слова:

инклюзивное образование, игровые виды спорта, методика обучения, адаптивная физическая культура, дети с ОВЗ

Аннотация

Статья посвящена методическим подходам к обучению игровым видам спорта в условиях инклюзивного образования. Актуальность темы обусловлена необходимостью обеспечения равных возможностей для физического развития и социализации всех обучающихся, независимо от их особенностей здоровья. Цель исследования – разработка и апробация комплексной методики обучения игровым видам спорта, адаптированной для инклюзивных групп. Задачи включали анализ существующих подходов, выявление их ограничений, конструирование оригинальной методики и оценку ее эффективности. Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогическое моделирование, формирующий эксперимент, математико-статистическая обработка данных. Эмпирическую базу составили 68 обучающихся 7-9 классов, в том числе 14 детей с ОВЗ. Основные результаты: разработанная методика, основанная на принципах индивидуализации, вариативности и поэтапности обучения, обеспечила статистически значимый прирост показателей физической подготовленности (р<0,01), технико-тактических навыков (р<0,05) и психосоциальной адаптации (р<0,05) у представителей инклюзивных групп. Практическая значимость результатов связана с возможностью их внедрения в работу общеобразовательных организаций для повышения эффективности инклюзивного физического воспитания. Перспективы исследования включают масштабирование методики на другие возрастные группы и виды спорта.

Библиографические ссылки

Амплеева В.В., Булгакова О.В. Подвижные игры как средство развития координационных способностей у детей с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 28-31.

Гурьев С.В. Инклюзивное физкультурное образование: состояние, проблемы, перспективы // Теория и практика физической культуры. 2019. № 7. С. 45-47.

Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учеб. М.: Спорт, 2016. 616 с.

Емельянова Т.В., Клещев Ю.Н. Скоростно-силовая подготовка юных волейболистов с учетом игрового амплуа // Вестник спортивной науки. 2013. № 3. С. 13-18.

Кожанов В.В., Кожанова С.Ш. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры и спорта. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2016. 174 с.

Королев П.Ю., Булыкина Л.В., Луценко Ю.В. Методика технической подготовки игроков с учётом их морфофункциональных особенностей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 12(118). С. 94-98.

Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физическая культура в школе. 2017. № 5. С. 25-28.

Митова Е.А. Проблемы и перспективы спортивной подготовки в игровых видах спорта с учетом особенностей адаптации организма женщин // Наука в олимпийском спорте. 2018. № 1. С. 29-34.

Парфенова Л.А., Тимошина И.Н. Содержание и направленность коррекционно-педагогической работы по формированию жизненных компетенций у детей с ОВЗ средствами физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2016. № 8. С. 54-56.

Рипа М.Д., Кулькова И.В. Коррекционно-развивающие основы лечебной и адаптивной физической культуры: уч.-мет. пос. М.: МГПУ, 2013. 288 с.

Родин А.В., Губа А.В. Динамика показателей технико-тактических действий волейболистов высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. 2012. № 7. С. 34-36.

Суетина О.С. Методика развития координационных способностей у юных волейболистов в процессе обучения игре // Молодой ученый. 2016. № 23. С. 586-588.

Твардовская А.А., Королева Т.В. Технология инклюзивного физкультурного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика физической культуры. 2020. № 2. С. 93-95.

Kristеn L., Patriksson G., Fridlund B. Inclusive physical education – a systematic review // European journal of special needs education. 2002. Vol. 17. № 2. рр. 197-220.

Wang L., Li W. Effects of a united intervention program of physical education and psychological support on children with obesity // Psicología educativa. 2017. Vol. 23. № 2. pp. 139-146.

Загрузки

Опубликован

2024-08-15

Как цитировать

1.
Оглы Джолиев ИМ, Башмаков ЭЮ, Каримов НМ, Обносов ВА, Мишин АС. Методические подходы к обучению игровым видам спорта в условиях инклюзивного образования. УО [Интернет]. 15 август 2024 г. [цитируется по 18 май 2025 г.];14(10-1):31-40. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1753

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 > >>