Педагогические условия эффективного формирования патриотизма у молодежи через участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно массовых мероприятиях
Ключевые слова:
патриотизм, молодежь, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивно-массовые мероприятия, педагогические условия, воспитаниеАннотация
Статья посвящена анализу педагогических условий, способствующих эффективному формированию патриотизма у молодежи через участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях. В ходе исследования, проведенного в 2021-2023 годы на выборке из 420 молодых людей в возрасте 18-25 лет, были выявлены ключевые факторы, влияющие на патриотическое воспитание в спортивном контексте. С помощью методов анкетирования, интервью и включенного наблюдения установлено, что активное вовлечение молодежи в спортивную деятельность, создание атмосферы сопричастности и гордости за спортивные достижения страны, а также целенаправленная просветительская работа тренеров и наставников являются определяющими условиями для формирования устойчивых патриотических установок. Результаты подтверждаются статистически: коэффициент корреляции между частотой участия в спортивных мероприятиях и уровнем патриотизма составил 0,78 (p<0,01). Сделан вывод о значимости комплексного подхода к патриотическому воспитанию в спорте, предложены практические рекомендации для образовательных учреждений и спортивных организаций. Намечены перспективы дальнейших междисциплинарных исследований на стыке педагогики, психологии и социологии спорта.
Библиографические ссылки
Акимова Л.А., Симонов М.Н. Патриотическое воспитание молодежи средствами физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2015. № 4. С. 60-62.
Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. 112 с.
Галимов Г.Я. Проблема патриотического воспитания молодежи на современном этапе // Высшее образование сегодня. 2010. № 5. С. 37-39.
Ефремова Н.Ф. Формирование патриотизма современной молодежи как педагогическая проблема // Педагогика. 2009. № 9. С. 43-48.
Ильин, Е.П. Психология спорта. -СПб.: Питер, 2012. 352 с.
Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей. Челябинск: ЧГПУ, 2017. 217 с.
Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание детей и молодежи: от образа Победы к духовной идентичности с поколением Победителей. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2012. 196 с.
Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи. М.: РАГС, 2010. 170 с.
Лыкова Т.Р. Педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в процессе занятий физической культурой // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 206-209.
Новиков А.М., Новиков, Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010. 280 с.
Паршикова Н.В. Спорт как фактор формирования патриотического сознания молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 1. С. 2-4.
Трифонов Ю.Н., Пузина Н.В. Спорт и патриотизм – две стороны одной медали // Вестник спортивной науки. 2013. № 4. С. 41-44.
Филиппова С.О. Физкультурное образование и воспитание сегодня: поиски и инновации // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2015. № 2. С. 48-52.
Шарухин А.П. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи (проблемы и опыт). СПб.: БГТУ, 2011. 158 с.
Широкобаев Ю.А. Развитие духовно-патриотических ценностей в системе физического воспитания студенческой молодежи // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 5. С. 15-19.
