Современные методы подготовки специалистов в нефтегазовом секторе с учетом глобальных трендов в устойчивом развитии

Авторы

  • Аделина Рустамовна Хамидуллина Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Софья Сергеевна Патока Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Арсен Жумагалеевич Иржанов Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Виктор Сергеевич Шарков Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Ильнур Азаматович Сагитов Уфимский государственный нефтяной технический университет

Ключевые слова:

нефтегазовый сектор, подготовка кадров, устойчивое развитие, образовательные программы, компетенции, проектное обучение

Аннотация

Статья посвящена изучению современных подходов к подготовке кадров для нефтегазового сектора в контексте глобальных трендов устойчивого развития. На основе анализа научных публикаций выделены ключевые направления модернизации образовательных программ: интеграция принципов устойчивого развития, акцент на формировании надпрофессиональных компетенций, усиление проектного и практико-ориентированного обучения. Эмпирическую базу составили результаты опроса 120 преподавателей и 350 студентов профильных вузов России и Казахстана. Выявлены различия в восприятии значимости факторов устойчивого развития представителями академического сообщества и обучающимися (p<0,01). Определены перспективные направления трансформации образовательного процесса: внедрение междисциплинарных курсов (поддерживают 78% преподавателей), интенсификация сетевого взаимодействия с бизнесом (65%), интернационализация программ (54%). Полученные результаты могут служить основой для модернизации систем подготовки кадров с учетом вызовов устойчивого развития. Дальнейшие исследования целесообразно сфокусировать на разработке инструментов оценки компетенций в области устойчивого развития и анализе лучших образовательных практик.

Библиографические ссылки

Bäckstrand K., Lövbrand E. The road to Paris: Contending climate governance discourses in the post-Copenhagen era // Journal of environmental policy and planning. 2019. № 21(5). рр. 519-532.

Bointner R., Pezzutto S., Grilli G., Sparber, W. Financing innovations for the renewable energy transition in Europe // Energies. 2016. № 9(12). Р. 990.

Brundiers K., Barth M., Cebrián G., Cohen M., Diaz L., Doucette-Remington S., Zint M. Key competencies in sustainability in higher education – toward an agreed-upon reference framework // Sustainability science. 2021. № 16(1). рр. 13-29.

Bughin J., Hazan E., Lund S., Dahlström P., Wiesinger A., Subramaniam A. Skill shift: Automation and the future of the workforce // McKinsey Global Institute, 2018. № 1(1). рр. 3-84.

Chesbrough H. Business model innovation: opportunities and barriers // Long range planning. 2010. № 43(2-3). рр. 354-363.

Eizagirre A., Urro I., Bezanilla M.J. A systematic review of sustainable development competencies in higher education // Sustainability. 2022. № 14(15). рр. 9208.

Gibbons M. The new production of knowledge: The dynamics of science and research in contemporary societies. 1994. L: Sage Publications Ltd. 192 р.

Lozano R., Ceulemans K., Alonso-Almeida M., Huisingh D., Lozano F.J., Waas T., Hugé J. A review of commitment and implementation of sustainable development in higher education: Results from a worldwide survey // Journal of cleaner production. 2015. № 108. рр. 1-18.

Miller T.R., Wiek A., Sarewitz D., Robinson J., Olsson L., Kriebel D., Loorbach D. The future of sustainability science: A solutions-oriented research agenda // Sustainability science. 2014. № 9(2). рр. 239-246.

Mintz K., Tal T. (2014). Sustainability in higher education courses: Multiple learning outcomes // Studies in educational evaluation. 2014. № 41. рр.113-123.

Moore J. Is higher education ready for transformative learning? A question explored in the study of sustainability // Journal of transformative education. 2005. № 3(1). рр. 76-91.

Parrique T., Barth J., Briens F., C. Kerschner, Kraus-Polk A., Kuokkanen A., Spangenberg J.H. Decoupling debunked: Evidence and arguments against green growth as a sole strategy for sustainability. Brussels: European Environmental Bureau, 2019.

Rieckmann M. Future-oriented higher education: Which key competencies should be fostered through university teaching and learning? // Futures. 2012. № 44(2). рр. 127-135.

Sidiropoulos E. Education for sustainability in business education programs: A question of value // Journal of cleaner production. 2014. № 85. рр. 472-487.

Wiek A., Withycombe L., Redman C.L. Key competencies in sustainability: A reference framework for academic program development // Sustainability science. 2011. № 6(2). рр. 203-218.

Загрузки

Опубликован

2024-08-15

Как цитировать

1.
Хамидуллина АР, Патока СС, Иржанов АЖ, Шарков ВС, Сагитов ИА. Современные методы подготовки специалистов в нефтегазовом секторе с учетом глобальных трендов в устойчивом развитии. УО [Интернет]. 15 август 2024 г. [цитируется по 18 май 2025 г.];14(10-1):217-2. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1773

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)