Влияние искусственного интеллекта и больших данных на образовательные стратегии в нефтегазовой промышленности
Ключевые слова:
искусственный интеллект, большие данные, образовательные стратегии, нефтегазовая промышленность, ИИ-трансформация, инновации.Аннотация
В статье анализируется влияние искусственного интеллекта (ИИ) и технологий больших данных на трансформацию образовательных стратегий в нефтегазовой промышленности. Проведен систематический обзор литературы, охватывающий публикации в высокорейтинговых журналах за 2018-2023 гг. Критически сопоставлены разные подходы к внедрению ИИ в образовательные практики отрасли, выделены ключевые тренды. На основе концептуального анализа предложено авторское определение ИИ-трансформации образования в контексте специфики нефтегазовой индустрии. Эмпирическую базу составили данные опроса 120 экспертов из 15 ведущих вузов и 20 компаний отрасли, а также big data о динамике внедрения ИИ-технологий за 2018-2023 гг. С помощью факторного и кластерного анализа выделены 4 группы вузов по уровню развития ИИ-инфраструктуры (α Кронбаха = 0,84). Показано, что объем инвестиций в ИИ является ключевым предиктором результативности ИИ-трансформации образовательных программ (β = 0,62; p < 0,01). Сформулированы практические рекомендации по оптимизации стратегий внедрения ИИ и работы с большими данными в образовательный процесс с учетом особенностей нефтегазовой отрасли. Намечены перспективы дальнейших исследований в части разработки интегральных индикаторов эффективности ИИ-трансформации.
Библиографические ссылки
Абдрахманова Г.И., Ковалева Г.Г. Цифровая экономика: цифровые навыки населения. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 45 с.
Блинов В.И., Сергеев И.С., Eсенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 24 с.
Днепровская Н.В. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике // Статистика и экономика. 2018. Т. 15. № 4. С. 16-28.
Катасонова Г.Р. Организационные модели функционирования вузов с учетом формирования целей обучения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 483.
Кешелава А.В. Введение в «Цифровую» экономику. М.: ВНИИ Геосистем, 2017. 28 с.
Когаловский М.Р., Паринов С.И. Метрики уровня развития электронной научно-образовательной среды // Мт. XVII Всеросс. объед. Конф. «Интернет и современное общество». Санкт-Петербург, 2014. С. 45-51.
Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Инновационная деятельность в профессиональном образовании: моногр. Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2011. 284 с.
Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.
Плаксин М.А., Абдрахманова Г.И. Интернет-экономика в России: подходы к определению и оценке // Форсайт. 2017. Т. 11. № 1. С. 55-65.
Пономарев А.Я., Дежина И.Г. Подходы к формированию приоритетов технологического развития России // Форсайт. 2016. Т. 10. № 1. С. 7-15.
Семячков К. А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями // Современные технологии управления. 2017. № 8(80). С. 1-13.
Сухомлин В.А. ИТ-образование в цифровой экономике // Открытое образование. 2018. Т. 22. № 3. С. 41-52.
Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
Усачева О.В., Черняков М.К. Оценка уровня развития цифровой экономики России // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2019. № 4(538). С. 161-177.
Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. №10. С. 46-63.