Повышение квалификации научно-педагогических работников конфессионального вуза: нормативное обеспечение и современные образовательные практики
Ключевые слова:
конфессиональный вуз, повышение квалификации, нормативное обеспечение образовательного процесса, законодательство об образованииАннотация
Систематическое повышение квалификации научно-педагогических работников способствует развитию конкурентности образовательной организации в российском образовательном пространстве. Особое место в подготовке новых кадров занимают конфессиональные вузы, учредителями которых являются централизованные религиозные организации. Цель исследования – представить опыт конфессионального вуза по внедрению для обязательного освоения программ повышения квалификации научно-педагогическими работниками. Задачи: 1) изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие повышение квалификации; 2) разработать комплексную систему дополнительного профессионального образования с учетом особенностей конфессионального вуза. Исследование опирается на комплекс теоретических и эмпирических методов. Теоретико-методологическую базу составили ключевые положения компетентностного подхода в высшем образовании, концепция активного обучения, принципы кейс-технологии. Эмпирическое исследование проводилось на базе Негосударственного частного учреждения – образовательной организации высшего образования «Миссионерский институт», г. Екатеринбург. Разработана и внедрена комплексная система дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) научно-педагогических работников конфессионального вуза. Программы ДПО созданы с учетом современных научно-педагогических тенденций, требований законодательства, особенностей конфессионального образования. Обоснована необходимость освоения преподавателями вуза ряда обязательных программ повышения квалификации. Представленные программы повышения квалификации для научно-педагогических работников конфессионального вуза являются необходимыми составляющими в организации работы образовательных организаций и важным условием для успешного прохождения проверок надзорно-контрольными органами. Перспективы дальнейших исследований связаны с анализом эффективности реализации программ ДПО в конфессиональном вузе.
Библиографические ссылки
Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Дополнительное профессиональное образование научно-педагогических работников: возможности и проблемы реализации // Высшее образование в России. 2024. № 3.
Ирхин В.Н., Ирхина И.В., Собянин Ф.И., Кравец А.О. Проблемы и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров вузов России // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023. № 2. Т. 42. С. 242-251.
Келлер А.В., Коршунов И.А., Ширкова Н.Н., Суворов Г.Н., Сжёнов Е.С., Шадрин С.С., Орехов А.А. Дополнительное профессиональное образование в университетах: состояние и стратегия интеграции с научными исследованиями // Высшее образование в России. 2023. № 11. Т. 32. С. 9-36.
Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Белоновская И.Д., Дужников С.А. Университет как среда инновационных взаимодействий // Высшее образование в России. 2021. № 8-9.
Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Актуальные проблемы педагогики и повышение квалификации преподавателей // Высшее образование в России. 2021. № 5. С. 32-43.
Мироненко Е.С. Дополнительное профессиональное образование в современной России: проблемы и тенденции развития // Образование и право. 2022. № 3. С. 164-176.
Нотова С.В., Подосенова И.А. Система ДПО как основа непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2021. № 8-9.
Солехзода Г.Д. Повышение квалификации преподавателей как фактор развития социального государства // Актуальные проблемы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений в период независимости: мат. Респуб. науч.-прак. конф., посв. 30-летию государственной независимости Республики Таджикистан, объявлению 2020-2040 гг. «Двадцатилетием изучения и развития естественных, точных и математических наук в сфере науки и образования» и «10-летию Института повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений при Таджикском национальном университете» (23 июня 2021 г., Душанбе). Таджикский национальный университет. Душанбе: Эр-граф, 2021. С. 228-235.
Стародубцев В.А., Исаева Е.В. Повышение квалификации НПР: персонализация профессионального развития // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 93-98.
Шелехова Л.В., Бочарова-Лескина А.Л., Бочаров А.В. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в условиях цифровизации образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-2. С. 248-250.