Обучение иноязычной лексике в вузах: искусственный интеллект как помощник преподавателя в вузах России

Авторы

  • Юлия Витальевна Шубина Гжельский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/z9377-6937-4106-o

Ключевые слова:

искусственный интеллект, обучение иноязычной лексике, эффективность обучения, запоминание, вузы России, цифровизация образования

Аннотация

В эпоху цифровизации и глобализации владение иностранными языками является ключевым навыком для успешной профессиональной деятельности. Однако традиционные методы обучения лексике зачастую малоэффективны и не способствуют долгосрочному запоминанию. Данное исследование посвящено изучению потенциала искусственного интеллекта (ИИ) как инструмента для повышения эффективности обучения иноязычной лексике в вузах России. В рамках исследования были проанализированы данные о результатах обучения 1500 студентов из 15 вузов России, использующих ИИ-системы для изучения английского языка. Применялись методы статистического анализа, анкетирования и интервьюирования преподавателей и студентов. Для оценки эффективности использовались такие показатели, как объем усвоенной лексики, скорость запоминания, длительность сохранения в памяти и практическое применение в речи. Выявлено, что применение ИИ-систем позволило увеличить объем усвоенной лексики на 35% по сравнению с традиционными методами. Скорость запоминания выросла в среднем на 28%, а длительность сохранения в памяти - на 42%. Студенты, использовавшие ИИ, демонстрировали более уверенное и частое применение изученной лексики в речи. 87% опрошенных преподавателей отметили существенное облегчение своей работы и возможность сосредоточиться на коммуникативных аспектах обучения. Разработана модель внедрения ИИ в процесс обучения лексике, адаптируемая под специфику различных вузов.

Библиографические ссылки

Андреева Н., Гусева О., Селедцова И. Активные методы в перевернутом обучении. 2020.

Белорукова М.П., Золотова М.В., Карлова Ю.Н. Повышение эффективности самостоятельной работы над лексикой в неязыковом вузе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. H.A. Добролюбова. Вып. 45. H. Новгород: H ГПУ, 2019. С. 137.

Блинов В. И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно- дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. № 5. С. 44-64.

Гизатулина О.И. «Перевернутый» класс – инновационная модель обучения // Инновационные педагогические технологии: мат. VI Междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2017. С. 116-118.

Душина Е.В. Лингвистические игры на уроках русского и иностранного языка в аспекте формирования коммуникативной компетенции учащихся // Филологический класс. 2014. № 4(38). С. 54- 58.

Закотнова П.В. Использование игр при обучении иностранному языку в вузе // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. под ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2019. С. 88-93.

Клейменова Т.С. Специфика организации учебного процесса при обучении грамматике английского языка на основе технологии смешанного обучения // Репозиторий Самарского университета. Самара: Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, 2020. С. 158-166.

Концевая В.Н. Информальное обучение как средство интенсификации процесса изучения иностранного языка // Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры: мат. VII Всерос. (с международным участием) науч.-прак. конф. Орел: Орловский государственный институт культуры, 2020. С. 169-173.

Крылова О.Н. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика. СПб: Каро, 2019. 224 c.

Кузьмина A.B. Игра как дидактический инструмент при работе с видеоматериалами на занятиях по иностранному языку // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 4. С 61-73.

Новинская В.А. Речевые игры как метод обучения иностранному языку. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 33. С. 56-58.

Овчинникова Е.С. Использование настольных игр при обучении английскому языку как иностранному студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3(21). Ч. 2. С. 149-151.

Прокопенко Д.А. Использование интерактивных форм и методов в обучении иностранному языку // Символ науки: международный научный журнал. 2021. № 2. C. 100-103.

Степанов Д.А., Мирук К.О. Использование словесных игр при обучении иностранному языку в университете // Репозиторий Полесского государственного университета. Язык и межкультурные коммуникации: современные векторы развития: сб. науч. ст. по мат. II Междунар. науч.-прак. конф. Пинск: ПолесГУ, 2021. Вып. 2 С. С. 820-828.

Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 1984, 112 с.

Gonzalo-Iglesia J.-L., Lozano-Monterrubio N., Prades-Tena J. The usage of game-flased learning in university education. How to motivate and foster creativity among adult students through board games // Proceedings of Play 2. L. 4. 2018. рр. 67-84.

Загрузки

Опубликован

2024-02-28

Как цитировать

1.
Шубина ЮВ. Обучение иноязычной лексике в вузах: искусственный интеллект как помощник преподавателя в вузах России. УО [Интернет]. 28 февраль 2024 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];14(2-2):87-95. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1361

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ