Использование виртуальной и дополненной реальности в высшем образовании
DOI:
https://doi.org/10.25726/f9680-6664-9306-kКлючевые слова:
виртуальная реальность, дополненная реальность, высшее образование, внедрение VR/AR-технологий, виртуальные лаборатории, дистанционное обучениеАннотация
В настоящее время информационные технологии оказывают значительное влияние на все сферы жизни человека. Одной из активно развивающихся областей является использование возможностей виртуальной и дополненной реальности в системе высшего образования. Цель данной статьи заключается в анализе перспектив применения технологий VR/AR в учебном процессе высших учебных заведений. В рамках исследования был проведён обзор зарубежного и отечественного опыта внедрения виртуальных лабораторий, виртуальных экскурсий и дополненной реальности в учебные программы университетов. Была изучена статистика использования данных инструментов студентами и преподавателями, а также оценена эффективность их применения с точки зрения формирования профессиональных и метапредметных компетенций. Результаты исследования показали перспективность интеграции VR/AR-технологий в образовательный процесс высшей школы. Применение виртуальных лабораторий и демонстрационных систем позволяет на практике реализовать учебные курсы, физически недоступные в традиционных аудиториях. Дополненная реальность расширяет возможности для освоения студентами профессиональных компетенций.
Библиографические ссылки
Буренкова Н.В., Данилова Т.В., Сидорина М.С. Инновационные технологии как фактор реализации компетентностного подхода в образовании. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. 220 с.
Бурыкина М. Ю., Данилова Т. В., Тонких А.П. Инновационная культура будущего педагога как проблема профессиональной подготовки // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 6(52). С. 38-54.
Бурыкина М.Ю., Данилова Т.В., Тонких А.П. Смарт-технологии в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 7(54). С. 22-38. Бурыкина М.Ю., Буренкова Н.В., Данилова Т.В. Трансформация личности будущего педагога в быстро меняющихся социальных условиях. М.: National Research, 2023. 260 с.
Бурыкина М.Ю., Буренкова Н.В., Данилова Т.В. Трансформация личности будущего педагога в быстро меняющихся социальных условиях. М.: National Research, 2023. 260 с.
Демченко Т.С. Геймификация в системе высшего образования: актуальность исследования // Новое поколение. 2016. №. 9. С. 55-60.
Ересько П.В. Использование цифровых технологий для организации контроля знаний образовательного процесса вуза в условиях дистанционного обучения // Актуальные тренды в современном образовании: сб. науч. ст. Ч. 1 (А-К). Саратов: Саратовский источник, 2022. С. 193-197.
Зайнуллина М.Р., Морозов А.Я. Использование виртуальной, дополненной и смешанной реальности в образовании // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2020. № 19. С. 62-67.
Иванова С.В., Иванов О.Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. М.: «Русское слово – учебник», 2020. 160 с.
Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. Нижний Тагил: НФТ (филиал) УрФУб, 2017. 128 с.
Ковалева Н.Н. Правовые аспекты цифрового совершенствования метавселенных // Правому. 2022. № 5 (79). С. 81-84.
Комарова С.В., Сергеева Н.В., Чухачева Е.В. Использование технологий цифрового обучения в программных документах развития региона // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 119-128.
Крамарева И.Е., Вороничев О.Е., Моспанова Н.Ю. Формирование профессиональной компетентности будущих логопедов в образовательном пространстве вуза // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 10-19.
Лескина Э.И. Метавселенная и сфера образования: возможности и угрозы // Юридическое образование и наука. 2023. № 4. С. 32-36.
Малькина О.В., Данилова Т.В., Курачева Л.Г. Развитие ресурсного личностного статуса «Я-профессионал» у будущих педагогов: проблемы и пути их решения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2022. № 1(64). С. 95-104.
Маниковская М. А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2 (87). С. 100-107.
Покровская О.Д. Комплексная оценка транспор-тно-складских систем / О. Д. Покровская // Железнодорожный транспорт. 2019. № 7. С. 26-32.
Покровская О.Д., Мороз Ю.А. Роботизация и автоматизация складской и транспортной логистики // Техник транспорта: образование и практика. 2022. Т. 3. № 2. С. 170-175.
Сорина Г.В., Гуров Ф.Н. Метавселенная и проблемы современного образования // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2022. № 3. С. 9-23.
Таран В.Н. Применение дополненной реальности в обучении // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2.
Черкасов К.В., Чистякова Н.С., Чернов В.В. Применение дополненной реальности в образовании // Проблемы педагогики. 2017. № 1(24). С. 40-41.
Юхно А.С. Понятие, особенности и перспективы развития концепции метавселенной // Мир новой экономики. 2022. Т. 16. № 4. С. 6-19.
Baydas O., Cicek М. The examination of the gamification process in undergraduate education: A scale development study // Technology, Pedagogy and Education. 2019. Т. 28. №.
New study shows that students who participated in ASU's Dreamscape Learn lab course performed better, were more engaged // ASU News. 2022. October 21.