Саксофон в музыкальном образовании: методики обучения и их эволюция в разных культурах

Авторы

  • Юй Тяньфу Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.25726/p2466-5734-2984-x

Ключевые слова:

саксофон, методики обучения игре на музыкальных инструментах, музыкальное образование, история развития, сравнительный анализ

Аннотация

В настоящее время развитие музыкального образования рассматривается как один из важнейших аспектов всестороннего развития личности. Исследование методик обучения игре на саксофоне в разных культурах позволяет выявить наиболее эффективные подходы, способствующие полноценному усвоению навыков игры на данном духовом инструменте. Цель данной статьи состоит в сравнительном анализе методик обучения игре на саксофоне в развитых странах Запада и Востока в XX - XXI веках. В работе использовались методы исторического анализа для изучения эволюции подходов к обучению игре на саксофоне в Европе и США на протяжении двадцатого века. Также проводился сравнительный анализ современных методических пособий для обучения игре на саксофоне в российских и зарубежных музыкальных учебных заведениях. Результаты исследования позволили выявить основные этапы становления и совершенствования методик обучения игре на саксофоне в развитых странах мира на протяжении двадцатого - начала двадцать первого века. Проведен сравнительный анализ современных подходов к обучению игре на данном музыкальном инструменте в России и за рубежом. Дополнительно нами были проанализированы видеозаписи выступлений и мастер-классов ведущих саксофонистов современности разных стран с целью изучения особенностей их исполнительской манеры и подходов к обучению. Были проанализированы записи выступлений таких музыкантов как джазмен Кенни Джи из США, классический исполнитель Клаус Зайсс из Германии, джаз-поп саксофонист Макото Сакурай из Японии.

Библиографические ссылки

Афонина Н.Ю. Камерная инструментальная музыка XX-XXI веков: вопросы истории и теории жанра: учебное пособие по курсу «Современная камерная музыка: тембр, жанр, форма»: (для студентов духового и струнного отделений оркестрового факультета консерватории). СПб: Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 2019. 78 с.

Беговатова М.А. Современное исполнительство на саксофоне в аспекте расширения звуковых возможностей инструмента: автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.02. Казанская гос. акад. им. Н.Г. Жиганова. Казань, 2012. 26 с.

Березин В.В. Начальный период обучения игре на духовых инструментах в связи с возрастными особенностями учащихся // Искусство и образование. 2009. № 4. С. 74-81.

Блок О.А. Сочинительство как проявление целостного музыкально-творческого развития юных учащихся-инструменталистов // Искусство и образование. 2020. № 6 (128). С. 98-104.

Вискова И.В. Пути расширения выразительных возможностей деревянных духовых инструментов в музыке второй половины XX века: автореф. дис. канд. искусствовед.: 17.00.02. Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. Москва, 2009. 25 с.

Иванов В.Д. Современное искусство игры на саксофоне: проблемы истории, теории и практики исполнительства: дис. доктора искусствоведения: 17.00.02. М., 1997. 296 с.

Майстренко А.В. Профессор и кавалер Адольф Сакс // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции. СПб.: Скифия-принт, 2017. С. 258-271.

Понькина А.М. Авангардные тенденции в миниатюре для саксофона соло // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». 2019. № 1. С. 214- 219.

Усов Ю.А. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути дальнейшего её совершенствования. Проблемы музыкальной педагогики. Москва: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1981. 89-108 с.

Усов Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах». М.: Музыка, 1989. 205 с.

Федоров Е. Развитие методических взглядов в истории преподавания игры на духовых инструментах // Ветер судьбы. Новосибирск, 2006. URL: http://www.proza.ru/2009/03/25/163

Филонова Н., Синявская Н. Об особенностях симфонического языка К. Дебюсси // Молодежь и XXI век: материалы международного симпозиума. 2018. Т. 2. С. 290-294.

Шак Ф.М. Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ - начала XXI в.: дис. доктора искусствоведения: 17.00.02. Ростов-на-Дону, 2018. 366 с.

Щербакова А.И. Музыкальное искусство в современном пространстве культуры // Ученые записки Российский государственный социальный университет. 2012. № 5. С. 97-100.

Щербакова А.И. Музыкальное искусство и образование сквозь призму философского знания // Казанская наука. 2011. № 8 (32). С. 151-153.

Эпштейн Е.И. Женщина из страны «саксофония» // Музыкальная жизнь. 1990.№ 21. С. 11-12.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Тяньфу Ю. Саксофон в музыкальном образовании: методики обучения и их эволюция в разных культурах. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];13(12-1):214-21. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1250

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ