Психолого-педагогический дискурс изучения здоровья

Авторы

  • Наталья Николаевна Шельшакова Петрозаводский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/d5861-8743-9142-l

Ключевые слова:

Психологическое здоровье, самореализация, самоценность, психологическая культура, смысложизненные ориентации, гуманность, эвристичный культурно-психологический дискурс

Аннотация

В статье утверждается, что наиболее эквивалентной словесной формулировкой модели человека как основы построения культурно психологического дискурса здоровья является понимание человека С. Л. Рубинштейном. Рубинштейн С. Л. утверждал, что Человек – это Мир, поэтому понимание саморазвития человека происходит через ценности самоопределения человека, которые и определяют целостность мира. В. Франкл говорил, что путь человека к самому себе лежит через мир. Понимание здоровья и болезни в данных дискурсах весьма различно. Человек на первый взгляд здоровый в медицинском отношении, может быть глубоко больным с точки зрения культурно-экологического или культурно психологического дискурсов и наоборот. Однако, необходимо помнить, что переходы от болезни к здоровью достаточно сложны и условны,  точность перехода нельзя фиксировать, расширяются границы проявления симптомов, однако ввиду индивидуальности каждого личности симптом вариабелен и может не укладываться в общепринятую картину болезни. Жизнедеятельность современного человека сопровождается стрессогенными условиями настоящего (пандемия, сокращение рабочих мест, война на Востоке, увеличение отрицательной эмоциональной и интеллектуальной нагрузки в профколлективах т. п.), которые и порождают психосоматические расстройства личности. При таких условиях, достаточно весомым является вопрос психологической безопасности на рабочем месте, что и способствует улучшению коэффициента продуктивной деятельности.

Библиографические ссылки

Братусъ Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 2018. 301с.

Гришина Н.В. Человек как субъект жизни: ситуационный подход // Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: ИПРАН, 2009. С. 161-172.

Гусельцева М.С. Психология повседневности в свете методологии латентных изменений. Монография. М.: Акрополь, 2019.

Замалеев А.Ф. Русский Ренессанс: зарождение и специфика // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2014. № 1. С. 14-21.

Знаков В.В. Психология возможного: Новое направление исследований понимания. М.: Институт психологии РАН, 2020.

Леонтьев Д.А. К антропологии развлечений // Город развлечений: наблюдения. анализы. сюжеты / Под ред. Е.В. Дукова. СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. С. 62 68.

Логинова Н.А. Антропологическая психология Б.Г. Ананьева // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 127-137.

Логинова Н.А. Проблема человека в современной российской психологии // Человек и мир. 2017. Т. 1. № 1. С. 81-110.

Мильдон В.И. Серебряный век или русский Ренессанс? // Вестник культурологии. 2013. № 1 (64). С. 5-31.

Орлова Э.А. История антропологических учений. М.: Академический проект, 2010.

Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2018. 488с.

Розин М.В. Здоровье философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. 2020. № 1 (21). С. 12-31.

Тиханов Г. Многообразие поневоле, или Несхожие жизни Густава Шпета // Новое литературное обозрение. 2008. № 3. https://magazines.gorky.media/ nlo/2008/3/mnogoobrazie-ponevole-ilineshozhie-zhizni-gustava-shpeta.html.

Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. Т. 2. Материалы. Реконструкция Т.Г. Щедриной. М.: РОССПЭН, 2009.

Шульман Е.М. Семья и семейные связи будут переживать новый ренессанс // ELLE. 8 марта 2021. httpss://www.cllc.ru/cclcbriticss/intcrvicw/ckatcrina-sshulman-sscmya-i-sscmcinyc-ssvyazi-budctpcrczhivat-novyi-rcncssssanss/.

Шутценбергер А.А. Тяжелобольной пациент (15летний опыт применения психодрамы для лечения рака) // Вопросы психологии. 2019. № 5. С. 94-106.

Eriksen T.H., Garsten C, Randeria S. (Ed.s.). Anthropology now and next. Essssayss in Honor of Ulf Hanncrz. Brooklyn: Bcrghahn Books, 2015.

Hannerz U. Anthropology World: Life in a Twenty-first-contury DLstiplinc. London: Pluto Prs, 2010

Загрузки

Опубликован

2021-08-15

Как цитировать

1.
Шельшакова НН. Психолого-педагогический дискурс изучения здоровья. УО [Интернет]. 15 август 2021 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];11(4):47-53. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/125