Сравнительный анализ понятий «дизонтогенез, нарушение развития, расстройство развития»
DOI:
https://doi.org/10.25726/v3757-4465-6863-aКлючевые слова:
дизонтогенез, нарушение развития, расстройство развития, факторы нарушенияАннотация
В статье проводится анализ понятий «дизонтогенез», «нарушение развития», «расстройство развития», описываются факторы нарушений. Проведен анализ научных источников, описывающих данные виды отклонений в развитии. Сделан акцент на необходимости понимания индивидуальных норм развития ребенка. Описываются результаты деятельности междисциплинарной работы специалистов. В научной литературе нет четкого разграничения в определении понятий дигонтогенез, расстройство развития, нарушение развития, эти понятия дополняют друг друга и тесным образом переплетаются при описании различных нарушений, однако эти термины имеют существенные отличия и не являются синонимами. Часто среди ученых мы слышим расхожую фразу «в настоящее время растет число детей с различными отклонениями в развитии». Однако, при этом сложно дать определение понятию «отклонение развития», так как термин «развитие предполагает установление качественных и количественных изменений психики в необозначенный промежуток времени».
Библиографические ссылки
Аксенова Л.И. Специальная педагогика; под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400с.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1985.
Классификация болезней в психиатрии и наркологии. Пособие для врачей (Класс V МКБ10) / под ред. М.М. Милевского. М.: Издательство «Триада-Х». 2009. 184с.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144с.
Скворцов И.А. Пато- и нейропсихологический мониторинг при нарушениях психоневрологического развития с использованием тестовых и компьютерных программ // Медицинская техника. 2000. №3. С. 12-15.
Synov VM. Correctional psychopedagogy. Oligophrenic pedagogy. Kyiv: NPU imeni M.P. Drahomanova; 2009.
Desai G, Chaturvedi SK. Daiyt li diagnosticheskie kriterii psihosomaticheskih issledovanii diagnosticu somaticheskih simptomov s medecinskoi tochki zrenia. Psychother Psychosom. 2016;85:121-122. https://doi.org/10.1159/00041063 PMid:26807856.
Fizeshi O. Historical-System Model of the Development of Primary School in Transcarpathia at the Tum of ХІХ-ХХ Centuries. Science and education. 2017;12:15-23.
Slepovich ES. Forming speech in preschool children with a delay in mental development. Minks: Nar. Asveta; 1989.
Sokolova EV. Psychology of children with delayed mental development. Moscow: TC Sfera; 2009.
Wendt J, Hamm A, Pane-Farre C. Pretreatment Cardiac Vagal Tone Predicts Dropout from and Residual Symptoms after Exposure Therapy in Patients with Panic Disorder and Agoraphobia. Psychotherapy and Psychosomatics. 2018;87:187-9. https://doi.org/10.1159/000487599.
Viskovatova TP. Game method in correction of cognition in children with STP in conditions of sanatorium and spa treatment. ONU Journal. 2010;10:32-147.
Elkelboom EM, Tak LM, Roest AM, Rosmalen JG. A systematic review and meta – analysis of the percentage of revised diagnoses in functional somatic symptoms. Journal of Psychosomatic Research; 2016;88:60-7. https://doi.org/10.1116/50022-3999(16)30364-6.
Parsons T. The Social System. New York: The Free Press; 2015.
Savenkova II. Chronopsychological prognosing of disorder experience in psychosomatic patients. Kyiv: KU imeni B.Hrinchenka; 2013.