Особенности диагностики развития детей дошкольного возраста
DOI:
https://doi.org/10.25726/k3007-8332-8155-lКлючевые слова:
Дошкольный возраст, диагностика, диагностика развития, вариативность, индивидуальность, образование, управлениеАннотация
Если посмотреть с точки зрения вариативности, пластичности индивидуальных изменений под воздействием различных факторов и определить данное состояние как процесс жизнедеятельности, а не регресса или акселерации, то целью психолого-педагогической диагностики может быть выявление индивидуальных особенностях ребенка и ресурсов развития (вне зависимости от поставленных диагнозов). Так как поставив целью - уточнение диагноза или определение типа нарушения, основной акцент в диагностике делается на определении отрицательных особенностей развития, который «будто» характерны» при поставленном диагнозе ПМПК (например, низкий уровень развития мышления или памяти при ЗПР). При этом не учитывается следующие показатели: общефизиологическое состояние ребенка на момент обследования (наличие медицинской реабилитации), влияние разноплановых факторов развития, отсутствие точных показателей «нормы развития», сложность доказательства валидности и надежности тестовых процедур. Именно это приводит как к сложностям организации диагностики развития детей дошкольного возраста, так и к проблемам интерпретации результатов данной диагностики. В данной статье проведен сравнительный анализ подходов к диагностике развития у детей дошкольного возраста. Цель статьи состоит в анализе основных показателей диагностики развития у детей дошкольного возраста.
Библиографические ссылки
Ахутина Т.В. Методы нейропсихологической оценки детей в возрасте 6-9 лет. М.: В. Секачев, 2016.
Васильева В.Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2018. №19. С. 366-367.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: уч. пособ. М.: Юрайт, 2019. 160 с.
Долгова В.И. Эмпатия. М.: Перо, 2014. 185 с.
Ичаловская Е.А. Структура, природа, механизм и формы выражения эмпатии, 2013. 25 с.
Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: ACADEMA, 2004. 256 с.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2014. 256 с.
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. М.: АСТ, 2015. 72 с.
Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. T. 32, № 1. C. 120-132.
Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии// Культурно-историческая психология, 2015. T. 11, № 3. C. 9-15
Сухова Е.И. Формирование личностной компетенции у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. 2012. №4. С. 410.
De Luca C.R., Leventer R.J. Developmental trajectories of executive functions across the lifespan // Anderson P., Anderson V., Jacobs R. Executive functions and the frontal lobes: a lifespan perspective. Washington, DC : Taylor & Francis. 2008. P. 24-47. DOI: 10.4324/9780203837863.
Friedman N.P., Miyake A., Robinson J.L., Hewitt J.K. Developmental trajectories in toddlers' self-restraint predict individual differences in executive functions 14 years later: a behavioral genetic analysis // Dev. Psychol. 2011. V. 47 (5). P. 1410-1430. DOI: 10.1037/dev0000159.
Kamkar N.H. Morton J.B. CanDiD: a framework for linking executive function and education // Frontiers in Psychology. 2017. V. 8. Article 1187. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01187.
Montroy J.J., Bowles R.P., Skibbe L.E., McClelland M.M., Morrison F.J. The development of self-regulation across early childhood // Dev Psychol. 2016. V. 52 (11). P. 1744-1762. DOI: 10.1037/dev0000159.