Роль симуляционного обучения в подготовке будущих врачей к решению нестандартных задач профессиональной деятельности

Авторы

  • Гайна Абдуловна Арсаханова Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова

DOI:

https://doi.org/10.25726/i8568-9888-5728-t

Ключевые слова:

симуляционное обучение, подготовка врачей, нестандартные задачи, медицинское образование

Аннотация

Современная система высшего медицинского образования России сталкивается с необходимостью подготовки врачей к решению нестандартных и сложных клинических задач. Для этого актуально использование инновационных подходов в обучении, в том числе симуляционного. Цель данного исследования заключалась в оценке эффективности симуляционного обучения в формировании навыков решения нестандартных задач у будущих врачей. В исследовании приняли участие 112 студентов 5-6 курсов 3 ведущих медицинских вузов России. Были проведены тренинги на высокотехнологичном медицинском тренажере «SimMan 3G» с последующей оценкой уровня сформированности компетенций. По результатам исследования было выявлено статистически значимое улучшение навыков решения нестандартных клинических ситуаций у студентов экспериментальной группы в сравнении с контрольной. Таким образом, симуляционные технологии могут эффективно использоваться в российских медицинских вузах для подготовки будущих врачей к практической деятельности. При этом проведение ошибок на тренажерах позволяет студентам осознать причины ошибочных решений и усвоить правильные алгоритмы действий, не навредив пациентам. Еще одно преимущество симуляции связано с возможностью многократного отработки одних и тех же ситуаций в различных вариациях. Это дает студентам фундаментальное понимание сложных механизмов заболеваний и взаимосвязи клинических проявлений.

Библиографические ссылки

Асимов А., Багиярова Ф.А. Концепция пациент-центрированного подхода в медицине (основные принципы) // Вестник Казанского национального медицинского университета. 2019. № 2. С. 303-305.

Балин В.В., Борисова Э.Г., Железняк В.А., Борисов Н.А. Усовершенствование обучающих технологий в профессиональной подготовке врачей-стоматологов // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2022. Т.24. №4. С. 70-74. Doi: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2022-24-4-70-74.

Борисова Э.Г., Балин В.В., Машкова Н.Г., Борисов Н.А. Методология общения обучающихся курсантов с пациентами на клиническом стоматологическом приеме // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2022. Т. 24. № 2. С. 13-18.

Еричев В.В., Нижник В.Г., Аксенова Т.В., Марьяненко Л.М., Столяр Р.И., Драган Э.В. Проблемы последипломного образования врачей-стоматологов общей практики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-1. С. 132-135.

Королева Н.Г., Воздвиженская А.В. Опыт использования виртуального пациента для обучения студентов-медиков коммуникативным навыкам // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 6. С. 147-151.

Левченкова Н.С., Николаев А.И., Нестерова М.М. Использование в учебном процессе инновационных методов обучения на кафедре терапевтической стоматологии Саратовского государственного медицинского университета // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии, под ред. И.В. Отвагина. Смоленск: Изд-во Саратовский государственный медицинский университет, 2016. № 2. С. 97-101.

Мурин С., Столленверк Н.С. Использование симуляторов в обучении: переломный момент // Виртуальные технологии в медицине: науч.-практич. журн. 2010. № 1 (5). С. 7-10.

Пахомова Ю.В., Маринкин И.О., Кондюрина Е.Г., Яворский Е.М. Роль симуляционных обучающих курсов в практической подготовке медицинских кадров // Вузовская педагогика: материалы конф. «Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ». Красноярск: Типография Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, 2013. С. 482-484.

Риклефс В.П., Калиева Ш.С. Применение виртуальных пациентов на платформе открытого доступа для развития клинического мышления в условиях дистанционного обучения // Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 3 (25). С. 77-79.

Турчина Ж.Е., Шарова О.Я., Нор О.В., Черемисина А.В., Битковская В.Г. Симуляционное обучение, как современная образовательная технология в практической подготовке студентов младших курсов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 308.

Юдаева Ю.А., Неволина В.В., Закризянова З.Ф. Использование технологии «виртуальный пациент» в медицинском образовании // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. С. 38.

Guhan N., Sripad D., Chakraborty M., Siddiqui B., Nichenametla G., Supraja P., Ikkurthi S., Rao K. Blueprinting - a tool in enhancing the validity of an assessment tool // Journal of Research in Medical Education & Ethics. 2020. Vol. 10, N 2. P. 70.

Karas S.I. Virtual patients as a format for simulation learning in continuing medical education (review article) // Bulletin of Siberian Medicine. 2020. Vol. 19, N 1. P. 140-149.

Robison D., Bridges-Catalano J., Matson C. The role for virtual patients in the future of medical education // Academic Medicine. 2017. Vol. 91, N 9. P. 1217-1222.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Арсаханова ГА. Роль симуляционного обучения в подготовке будущих врачей к решению нестандартных задач профессиональной деятельности. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];13(12-1):170-7. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1244

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>