Основные подходы к формированию коммуникативной компетенции студентов гуманитарных специальностей на занятиях по иностранному языку
DOI:
https://doi.org/10.25726/y2738-0064-3824-cКлючевые слова:
коммуникативная компетенция, студенты гуманитарных специальностей, подходы к формированию, обучение иностранному языкуАннотация
Одним из актуальных направлений профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей является формирование их коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку. Цель данной статьи заключается в теоретическом рассмотрении и сопоставлении основных методических подходов к организации образовательного процесса с целью развития указанной компетенции будущих специалистов гуманитарного профиля. В рамках изложенного в статье материала рассматриваются два основных подхода к формированию коммуникативной компетенции студентов. Первый подход предполагает использование традиционных методов обучения иностранному языку, основанных на усвоении студентами теоретических знаний об иностранном языке. Второй подход базируется на реализации принципов коммуникативного обучения иностранному языку и предполагает организацию учебного процесса через постановку студентам практических задач по взаимодействию на иностранном языке. Результаты сравнительного анализа эффективности указанных подходов показали преимущества коммуникативного подхода, основанного на формировании у студентов навыков ведения диалогов и полилогов на иностранном языке. В рамках данного подхода была предложена методика, включающая проведение ролевых игр, дискуссий, деловых игр с использованием иностранного языка. Экспериментальное внедрение разработанной методики позволило достичь более высокого уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов по сравнению с традиционными формами обучения.
Библиографические ссылки
Байдикова Т.В. Предметное содержание обучения иностранному языку в профессиональной сфере студентов направления подготовки «Агроинженерия» на основе интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 184. С. 65-74. URL: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-25-184-65-74, https://elibrary.ru/vupcfh
Гасаненко Е.А. Перспективы глобальной гуманитаризации высшего образования // Современные проблемы и перспективы развития науки, техники и образования. Материалы I Национальной научно-практической конференции, Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. С. 168-171.
Залавина Т.Ю. Значимость развития цифровых навыков и цифровых образовательных технологий при обучении аудированию // В сборнике: Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство-гуманитарное знание. Сборник статей и материалов. Составитель А.С. Макурина. Челябинск, 2020. С. 263-267.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
Коваль О.И. Обучение профессиональному иностранному языку магистрантов в техническом вузе // Совершенствование методики преподавания в техническом вузе. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-методической конференции. Отв. редактор О.Р. Дорняк. Воронеж, 2021. С. 50-53
Колесников А.А. Профориентационное направление в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 4. С. 176187. URL: https://elibrary.ru/ypgyzn
Колесников А.А. Профориентационное обучение как особое направление в интегрированном языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 40-48. URL: https://elibrary.ru/jhmrgv
Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособ. Москва: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с.
Красильникова Е.В. Иноязычная коммуникативная компетенция в исследованиях отечественных и зарубежных ученых // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 58. С. 179-184.
Мамонтова Н.Ю. Педагогические условия формирования универсальной коммуникативной компетенции студентов нелингвистических вузов при обучении иностранным языкам по ФГОС 3++ // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. 2020. № 51. С. 221-231.
Пахомова О.В. Игровые технологии в процессе обучения иностранному языку студентов не профильных направлений // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2021. Т. 4. № S (82). С. 62-64.
Поляков О.Г., Белоусов А.С. Элективный курс на иностранном языке и профессиональная ориентация учащихся старших классов (на примере гуманитарного профиля) // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 64-71. URL: https://elibrary.ru/rpbtmi
Соловьева О.Б. Предметно-языковое интегрированное обучение в неязыковом вузе: за и против // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. Т. 3. № 8. С. 136- 138.
Степанова А.С. Цифровое обучение на современном этапе: вызовы и последствия // Русский язык и культура в международном образовательном пространстве. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Иваново, 2021. С. 183-189
Сысоев П.В. Подготовка педагогических кадров к реализации предметно-языкового интегрированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 21-31. URL: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-21-31, https://elibrary.ru/ujvtqz
Токмакова Ю.В. Предметное содержание обучения английскому языку студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 35-44. URL: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-35-44, https://elibrary.ru/maqpxk