Интеграция теоретического и практического обучения в системе подготовки специалистов для железнодорожной отрасли

Авторы

  • Анатолий Борисович Фокеев Самарский государственный университет путей сообщения
  • Александр Васильевич Варламов Самарский государственный университет путей сообщения

DOI:

https://doi.org/10.25726/s4190-6452-6014-c

Ключевые слова:

железнодорожный транспорт, образовательный процесс, теоретическое обучение, практическое обучение, интеграция обучения, подготовка специалистов, Российские железные дороги (РЖД), статистический анализ, качество образования

Аннотация

Введение. Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования процесса подготовки высококвалифицированных специалистов для железнодорожной отрасли в России. Эффективность обучения в значительной степени зависит от гармоничного сочетания теоретических знаний и практических навыков, что особенно важно в контексте динамично развивающейся технической и технологической среды железнодорожного транспорта. Исследование нацелено на выявление основных методов и подходов к интеграции теоретического и практического обучения, а также на анализ их эффективности на основе статистических данных и практических примеров. Материалы и методы. В ходе исследования использовались данные Российских железных дорог (РЖД), образовательных учреждений, предоставляющих обучение в области железнодорожного транспорта, а также результаты анкетирования студентов и преподавателей. Применялись методы качественного и количественного анализа, включая статистический анализ, сравнительный анализ и метод кейс-стади. Результаты. Анализ показал, что интеграция теоретического и практического обучения способствует повышению качества подготовки специалистов для железнодорожной отрасли. На основе данных за 2020-2023 гг. выявлено, что студенты, проходящие практику на реальных железнодорожных объектах, показывают на 18% лучшие результаты в профессиональной деятельности по сравнению с теми, кто получал исключительно теоретическое образование. Также было отмечено, что 67% выпускников, проходивших интегрированное обучение, получили предложения о работе от ведущих компаний отрасли в течение первого года после окончания учебного заведения.

Библиографические ссылки

Дергачёв А.И., Дергачёв С.А., Перепеченов А.М. Современные информационные технологии в ПГУПС // Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке: Сборник трудов XII Санкт-Петербургского конгресса. Под общ. ред. Т.С. Титовой. Санкт-Петербург: ПГУПС, 2018.С. 73-74.

Дергачёв А.И., Дергачёв С.А., Перепеченов А.М. Современные информационные технологии в ПГУПС // Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке: Сборник трудов XII Санкт-Петербургского конгресса. Под общ. ред. Т.С. Титовой. Санкт-Петербург: ПГУПС, 2018. С. 73-74.

Кленина Л.И. Цифровизации энергетики как стимул трансформации компетенций инженера // Социальные новации и социальные науки. 2022. № 1 (6). С. 148-160.

Куранова О.Н., Дергачев А.И., Ватулин Я.С., Лебедева Н.А. Обоснование эффективности дистанционной доподготовки персонала железнодорожного транспорта // Системы автоматизированного проектирования на транспорте: Сборник трудов VII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Санкт-Петербург: ПГУПС, 2017. С. 119-124.

Коновалов С.В., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2017. № 1 (178). С. 58-63.

Непрокина И.В., Ершова Н.Н. Опыт реализации ФГОС СПО по формированию и мониторингу профессиональных компетенций в колледже // Вестник Самарского государственного технического университета. 2015. № 2. С.149-154.

Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61-64.

Панычев А.Ю. Условия, перспективы и экономика качества транспортного образования // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2015. № 3 (51). С. 90-96.

Петрова А.С., Афанасьева Ю.В., Левкина Н.Н. Информатизация образования: проблемы и перспективы // Интерактивная наука. 2017. № 11 (21). С. 39-41. URL: https://doi.org/10.21661/r-465136

Сериков В.В. Личностная и компетентностная стратегии урока // Учебный год. ФГНУ «ИСРО РАО». 2020 № 1(59). С. 23-27.

Савченко И.В., Шефиева Э.Ш., Чуриков М.П., Котляренко Ю.Ю. Инженерное образование и системы подготовки выпускников технических вузов к осуществлению профессиональной деятельности в ведущих странах мира: моногр. Под ред. проф. Т.Е. Исаевой; Ростов. гос. ун-т путей сообщения. Ростов. н/Д, 2016. 244 с.

Скораева Е.А., Тарасюк О.В. О современной модели повышения квалификации специалистов железнодорожного транспорта // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2018. № 61 (3). С. 264-267.

Скораева Е.А. Теоретическое описание структурно-функциональной модели повышения квалификации специалистов холдинга «Российские железные дороги» // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022. № 3 (52). С. 25-33.

Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85-91.

Чупина В.А. Рефлексивный метод и его роль в развитии профессионального мышления управленческих кадров // Образование и наука. 2010. № 11 (79). С. 12-22.

Загрузки

Опубликован

2023-11-15

Как цитировать

1.
Фокеев АБ, Варламов АВ. Интеграция теоретического и практического обучения в системе подготовки специалистов для железнодорожной отрасли. УО [Интернет]. 15 ноябрь 2023 г. [цитируется по 1 ноябрь 2024 г.];13(11-1):11-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1133

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ