Обучение чистому интонированию в истории вокального образования

Авторы

  • Сяо Вэньлай Российский государственный педагогический университет имени Герцена А.И.

DOI:

https://doi.org/10.25726/e2025-5399-5183-j

Ключевые слова:

вокальное образование, интонирование, история, октава, регистр, тембр, темп

Аннотация

В этой статье анализируется генезис подходов к обучению чистому интонированию в истории вокального образования. Проблема чистого интонирования является актуальной из-за чувствительности человеческого уха. В западной музыке есть всего 12 полутонов на октаву, но ухо способно различать много более мелких интервалов. Это дает более 2000 оттенков слышимых высот. Правильность чистого интонирования подвергается сомнению, и важнее задать вопрос о том, как настроить звуки. Каждый человек, без усилий, может научиться чистому интонированию. Звуки, издаваемые при пении, могут быть правильными или нет. Это зависит от соответствия сути и формы. Педагоги вокала должны адаптировать мелодическую ритмичность голоса к смыслу фраз и слов. Вокалисты могут играть с интонированием, используя перегибы и яркие акценты, чтобы добавить индивидуальность к своему стилю. Некоторые нюансы могут быть незаметными для неподготовленного уха. Музыкальное выражение возникло задолго до развития языка и грамматических правил. Автор приходит к выводу о том, что в истории вокального образования были разработаны разные подходы к обучению чистой интонации. Один из ранних подходов был представлен древними греками, которые использовали серию шести тонов для тренировки точности и постоянства высоты тона. В эпоху Возрождения, композиторы внесли новые требования к интонации из-за появления полифонической музыки. Вокальные педагоги ввели концепцию мелодического контура, которая помогла певцам развивать навыки интонации. В XIX веке стиль бельканто подчеркивал красивое, чистое тембр голоса и требовал точной интонации. В современной эпохе, с появлением технологии звукозаписи и программного обеспечения для анализа интонации, певцы и преподаватели могут более точно оценивать и совершенствовать свои навыки.

Библиографические ссылки

Агин М.С., Яненко М.В., Дубошинская И.Д. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. Российская акад. музыки им. Гнесиных, Вокальный фак. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2015. 43 с.

Ахмедова М.Г. Вокальное искусство: учебно-методическое пособие для студентов консерватории. Министерство культуры Российской Федерации, Новосибирская государственная консерватория имени Глинки М.И. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. 175 с.

Бородина Е.М. Методика работы с детским коллективом. Организация детского фольклорного ансамбля: приемы и методы работы : учебно-методическое пособие. Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный институт культуры", Факультет музыкального искусства, Кафедра народного хорового пения. Кемерово: КГИК, 2020. 150 с.

Вокальная подготовка. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2023.

Вопросы методики воспитания слуха. Сборник статей. Отв. ред. А. Л. Островский. Ленинград: Музыка. 1967. 136 с.

Гаврилин В.А. О музыке и не только. Записи разных лет. Изд. 3-е, испр. и доп. Санкт-Петербург: Композитор, 2012. 395, с.

Гейнрихс И.Г. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе. Москва: Музгиз, 1962. 246 с.

Гембицкая Е.Я. Обучение мальчиков пению в хоре начальной школы. Москва: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1955. 108 с.

Доливо А.Л. Певец и песня. Москва; Ленинград: изд. и типолит. Музгиза, 1948. 252 с.

Дьяченко И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания. Российская Федерация, Министерство образования и науки, ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет Институт дистанционного образования, Институт психологии и педагогики. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. университета, 2014. 91 с.

Искусство вокального аккомпанемента - The art of vacan accompaniment. The first level of difficulty: хрестоматия: учебное пособие: для студентов вокальных, хоровых, оркестровых факультетов музыкальных училищ и консерваторий: (12+) / общая редакция и составление Месснер Е.П., редакторы-составители: Андреева Е.В., Карпухова Э.А., Короткова И.И. Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Планета музыки: Лань, 2021. 29 с.

Панкратов Л.Г. Методы работы Льва Сивухина с академическим хором: учебное пособие для студентов музыкальных вузов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.05 "Дирижирование" (уровень бакалавриата профиль "Дирижирование академическим хором"). Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория имени Глинки М.И., Кафедра хорового дирижирования. Нижний Новгород; Москва: ФГБОУ ВО "Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки", 2020. 66, с.

Переверзев Н.К. Проблемы музыкального интонирования. Под ред. Ю. Рагса. Москва: Музыка, 1966. 224 с.

Стулова Г.П. Акустические основы вокальной методики. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 34 с.

Таллибулина М.Т. Методы психологической диагностики музыкальной одаренности: методическое пособие. Изд. 3-е, стер. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 129 с.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. Москва; Ленинград: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947 (Л.: 2-я ф-ка дет. книги Детгиза). 335 с.

Czermack. Über das Verhalten des weichen Gaumen beim Hervorbringen der reinen Vocale, Wien, 2017. 35 s.

Castex. Hygiène de la voix parlée et chantée, 2019. 34 p.

Donders. Physiologie des Menschen, 2021. S. 391.

Dietlen. Zur Lage des norm. Herzens. Arch. f. Klin. Med., 2016. 352 s.

Загрузки

Опубликован

2023-09-15

Как цитировать

1.
Вэньлай С. Обучение чистому интонированию в истории вокального образования. УО [Интернет]. 15 сентябрь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(9):213-22. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1046