Психолого-педагогические условия развития навыков социального взаимодействия при аутизме

Авторы

  • Светлана Станиславовна Бетанова Финансово-промышленный университет «Синергия»
  • Елена Владимировна Семакова Финансово-промышленный университет «Синергия»
  • Вячеслав Николаевич Сигунов Финансово-промышленный университет «Синергия»

DOI:

https://doi.org/10.25726/f2878-4501-7496-g

Ключевые слова:

дети с расстройством аутистического спектра, сюжетно-ролевая игра, коммуникативная функция, общение

Аннотация

В статье предпринята попытка оптимизации психолого-педагогических условий для детей с расстройствами аутистического спектра. Приводится описание симптоматики при аутизме применительно к коммуникативной функции, общению, а также краткий анализ возможностей сюжетно-ролевой игры у детей данной категории. Указывается на то, что основной упор при создании психолого-педагогических условий должен быть сделан на сюжетно-ролевую игру, обладающую всеми признаками общения взрослых людей, окружающих ребенка с аутизмом. В результате развития игровых навыков в детском коллективе ребенок с РАС сможет лучше ориентироваться среди своих ровесников. Именно средствами сюжетно-ролевых игр взрослые могут вывести ребенка с РАС из их деятельности с предметами в мир реальных отношений. Однако трансформация предметной деятельности в ролевую игру состоит в том, что теперь действия ребёнка с предметами введены в новую область взаимоотношений с реальностью и новую эмоционально – привлекательную деятельность. Вследствие этого они справедливо приобретают новое значение. Таким образом, в развитии дошкольника благодаря ролевой игре возникают новые направления. Д.Б. Эльконин подразумевает то, что непосредственно в игре происходит переход от мотивов, обладающих до сознательной, аффективно окрашенной формой, непосредственных желаний, к мотивам, обладающим формой обобщенных целей, находящихся на грани сознательности.

Библиографические ссылки

Бетанова С.С. Детерминанты профессиональной готовности психолога к работе с детьми-инвалидами: специальность 19.00.03 "Психология труда, инженерная психология, эргономика": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2017. 22 с.

Блейлер Эуген. Руководство по психiатрiи: С. 51 рис. в тексте / Dr. E. Bleuler, орд. проф. психиатрии в Цюрихск. ун-те; Пер. с доп. по последнему 3-му нем. изд. д-ра А.С. Розенталь. Берлин: т-во "Врач", 1920. X, 538 с.

Евенко С.Л., Бетанова С.С. Исследование значимости факторов профессиональной среды психологов, работающих с детьми-инвалидами // Человеческий капитал. 2019. № S12-2(132). С. 477-485.

Либлинг М.М. «Игра в коррекции детского аутизма» // Альманах ИКП РАО (Электронное издание). 2014. №20 https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/igra-v-korrekcii-detskogo-autizma

Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие: для студентов высш. пед. учеб. заведений; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д Забрамной. Москва: Academia, 2003. 318 с.

Семакова Е.В. Психологическое сопровождение успешной школьной адаптации детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на индивидуальном и семейном уровнях // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-11. С. 2529-2532.

Семакова Е.В. Психовегетативный синдром при легкой закрытой черепно-мозговой травме и его коррекция: специальность 14.00.13: диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Санкт-Петербург, 2002. 170 с.

Сигунов В.Н. Воспитательное пространство территориального образовательного комплекса: возможности и перспективы // Народное образование. 2015. № 10. С. 31-34.

Сигунов В.Н. Коммуникация как метод в проектной учебной деятельности // Школьные технологии. 2019. № 4. С. 102-109.

Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» - https://sfri.ru/

Загрузки

Опубликован

2023-09-15

Как цитировать

1.
Бетанова СС, Семакова ЕВ, Сигунов ВН. Психолого-педагогические условия развития навыков социального взаимодействия при аутизме. УО [Интернет]. 15 сентябрь 2023 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];13(9):197-203. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1044

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)