Развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущих магистров технических специальной на уроках иностранного языка

Авторы

  • Оксана Альбертовна Гарифова Самарский государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/r4324-6236-4685-k

Ключевые слова:

иноязычная коммуникативная компетенция, магистры технических специальностей, обучение иностранному языку

Аннотация

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции является одной из ключевых задач современного образования. В условиях глобализации и интеграции, знание иностранного языка становится неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки студентов, особенно будущих магистров технических специальностей. Это связано с необходимостью взаимодействия с международным сообществом, участия в научных и технических проектах, а также с поиском новых возможностей для карьерного роста. Иноязычная коммуникативная компетенция является комплексным понятием, объединяющим знание языка, навыки понимания и продуктивного использования речи в различных коммуникативных ситуациях. Она включает в себя умение эффективно общаться, передавать информацию, выражать свои мысли и идеи, а также взаимодействовать на иностранном языке с носителями языка и другими участниками коммуникации. В процессе обучения иностранному языку студенты формируют и развивают свою иноязычную коммуникативную компетенцию, которая становится важным фактором успешной профессиональной деятельности в технической сфере. В научной литературе представлены различные теоретические основы и подходы к развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Функционально-коммуникативный подход, разработанный В.Н. Громовым и А.А. Леонтьевым, акцентирует внимание на практическом использовании языка и его функциональных аспектах. Ситуативный подход, предложенный Д.И. Каллашем, ориентирован на развитие коммуникативных навыков в конкретных жизненных ситуациях. Задачевой подход, разработанный В.И. Загорулько, уделяет особое внимание решению практических задач и развитию навыков самостоятельной работы. Однако, в контексте технических специальностей, развитие иноязычной коммуникативной компетенции приобретает свои особенности. Техническая коммуникация требует использования специализированной лексики, терминологии и особых навыков взаимодействия в рамках научно-технической сферы. Будущие магистры технических специальностей должны быть готовы к профессиональной коммуникации, как на родном, так и на иностранном языке, чтобы эффективно общаться с коллегами, специалистами, заказчиками и другими участниками проектов. Целью данной научной работы является анализ и оценка практик развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка для будущих магистров технических специальностей в российских вузах. Для достижения этой цели будут рассмотрены существующие программы и учебные материалы, используемые на уроках, а также методы и приемы, применяемые преподавателями для развития коммуникативных навыков студентов.

Библиографические ссылки

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. С. 264.

Данилова Т.В. Проблемы взаимодействия будущего педагога во внешней педагогической среде // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, Брянск, 19– 20 апреля 2018 года / Научный редактор Н.А Асташова. Брянск: Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского. Издательство "Белобережье", 2018. С. 128-133.

Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. М.: Педагогика, 1991. 218 с.

Корниенко А.Н. Содержание профессионально-ориентированного обучения экономистов иностранному языку на основе метода проектов // Вестник алтайской науки. 2014. № 2-3 (20-21). С. 110- 115.

Курченкова Е.А. Урок-конференция на английском языке как средство формирования профессиональной иноязычной компетенции // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики: Материалы международной научной конференции. Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т», Ин-т филологии и межкультурной коммуникации. 2016. C. 112-118.

Нелюбина Е.А. Ролевая игра как интерактивный метод обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». 2014. Т. 10. С. 217-222.

Павловская Ю.В. Особенности процесса формирования иноязычной коммуникации в ролевой игре // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №1. С. 130-132.

Семенова Г.В. Модернизация содержания языкового образования на уровне профессиональной подготовки студентов магистратуры // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2018. № 2. С. 93-100.

Семенова Г.В. Роль научно-исследовательской работы студентов при подготовке к профессиональной мобильности // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2015. № 2. С. 136-139.

Семенова Г.В. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции магистров экономических специальностей с помощью учебно-ролевых игр // Научный результат. Кондюрина И.М., Гришина Е.В., Шевелева В.В. Обучение иноязычной научной коммуникации магистров в неязыковом вузе. // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2018. № 7. С. 107-121.

Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи. К.: Радянська школа, 2005. 158 с.

Чудайкина Г.М., Логинова Н.Ю., Косто-варова В.В. Использование ролевых игр в преподавании иностранного языка в вузах туризма и сервиса // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. №1. С. 13-20. DOI: 10.22412/1999-5644-11-1-2

Юханов Г.В., Гордеев Т.Ю. Учебно-ролевые игры экономической направленности // Вестник ТГТУ. 2008. №2. C. 405-408.

Ярунина С.А. Ролевые игры при обучении иностранному языку // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. №4. С. 78-82.

Загрузки

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

1.
Гарифова ОА. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущих магистров технических специальной на уроках иностранного языка. УО [Интернет]. 30 июнь 2023 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];13(8):59-66. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/960