Воспитательный аспект формирования профессионально значимых качеств будущих учителей словесности: сущность и ключевые положения

Авторы

  • Ирина Александровна Кудрейко Донецкий национальный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/i0913-5060-0277-e

Ключевые слова:

воспитательная работа, воспитание, образовательный процесс, профессионально значимые качества, бакалавры славянской филологии

Аннотация

Воспитательная работа со студенческой молодежью в высшей школе является обязательным компонентом образовательного процесса, в результате которого у бакалавров славянской филологи формируются профессионально значимые качества, определяющие их готовность к педагогической деятельности. На основании анализа актуальных исследований, посвященных вопросам воспитания студенческой молодежи, требований ФГОС ВО 3++, ключевых положений относительно содержания воспитания в высшей школе, действующих рабочих программ учебных дисциплин для подготовки будущих учителей-гуманитариев и с учетом специфики профессионально-педагогической подготовки учителя словесника в образовательной организации высшего образования в статье определена специфика основных направлений воспитательной работы студентов-филологов Донецкого национального университета: патриотическое, гражданско-правовое, духовно-нравственное, валеологическое, трудовое, эстетическое, экологическое, превентивное и студенческое самоуправление. В статье определены условия, обеспечивающие формирование профессионально значимых качеств, умений и навыков у бакалавров славянской филологии в процессе комплексной реализации названных направлений воспитательной работы. Авторский подход заключается в раскрытии сущности ключевых положений воспитательной работы будущего учителя словесности с целью формирования его как духовно-нравственной и профессионально мобильной личности, способной к конкуренции в современных социально-экономических условиях.

Библиографические ссылки

Аширов Д.В., Пастухова Л.С., Турлакова О.Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2. С. 79-93.

Вороничев О.Е., Моспанова Н.Ю., Буренкова Н.В. Проблемы и перспективы профессионально ориентированного обучения русскому языку в современном образовательном пространстве // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 123-136.

Гостев А.Н., Семенова В.Г., Серикова В.П. Студенческое самоуправление: исторические традиции // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2015. № 2. С. 113-117.

Гумницкий Г.Н. О понятии духовности // Философия и общество. 2011. № 3. С.21-37.

Еремка Е.В. Реализация целей методической системы валеологической подготовки студентов университета // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международ. сборн. науч. работ. 2019. №50. С. 7-13

Ибрагимова Л.А., Салаватова А.М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. № 4. С. 79-83

Иващенко М.В., Кульчейко О.В., Чередова Е.А. К вопросу о роли ценностей в воспитании // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 277-278.

Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.

Кант И. О педагогике // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 445-504.

Михалева Г.В. Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи на материале отечественного художественного кинематографа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4 (42). С. 105-112.

Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Изд. центр ИЭТ, 2013. 268 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений; РАН; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.

Ревизская Ю.А. Принципы обучения и воспитания высшей школы как основа развития гражданской культуры студентов классического университета //Дидактика математики: проблемы и исследования: Международ. сборн. науч. работ. 2019. Вып. 49. С. 19-27.

Скафа Е.И. Какую культуру формировать у студентов классического университета? // Дидактика математики: проблемы и исследования: Международ. сборн. науч. работ. 2019. Вып. 50. С. 24-29.

Скляров Д.А., Скляров А.В., Залиева Н.А. Здоровый образ жизни: критерии и реализация // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. № 4. С. 116-121.

Федулов Б.А., Заречнев Д.О. Духовно-нравственные основы воспитания студенческой молодежи в педагогическом процессе // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 93-95.

Феоктистова С.В., Васильева Н.Н. Актуализация проблемы развития саногенного потенциала педагогов в условиях цифровизации образования //Современный учитель: профессиональная компетентность социальная значимость: материалы І Междунар. научно-практ. конф. (Донецк, 24 июня 2022 г.) / под общ. ред. С.В. Беспаловой, И.А. Кудрейко; ДонНУ. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2022. Т. 2. С. 304-308.

Цвык В.А., Цвык И.В. Нравственное воспитание студенческой молодежи в современном обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. № 2. С. 340-353.

Чикаева Т.А. Формирование патриотического сознания личности // Манускрипт. 2019. № 3. С. 97-100.

Загрузки

Опубликован

2022-06-15

Как цитировать

1.
Кудрейко ИА. Воспитательный аспект формирования профессионально значимых качеств будущих учителей словесности: сущность и ключевые положения. УО [Интернет]. 15 июнь 2022 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];12(6):73-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/457

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)