Совершенствование методики преподавания иностранных языков в вузе на основе интеграции традиционных и инновационных подходов

Авторы

  • Алина Андреевна Сулимова Дальневосточный федеральный университет
  • Полина Юрьевна Христова Дальневосточный федеральный университет
  • Валерия Алексеевна Деева Дальневосточный федеральный университет
  • Мария Евгеньевна Свеженцева Дальневосточный федеральный университет
  • Алиса Александровна Верещагина Дальневосточный федеральный университет

Ключевые слова:

преподавание иностранных языков, высшее образование, коммуникативный подход, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, проектное обучение, интеграция подходов

Аннотация

Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных способов преподавания иностранных языков в вузе в условиях глобализации и интернационализации высшего образования. Цель исследования – разработать комплексную методику преподавания, интегрирующую традиционные и инновационные подходы для повышения результативности языковой подготовки студентов. Задачи: 1) проанализировать существующие методики преподавания иностранных языков; 2) выявить их сильные и слабые стороны; 3) обосновать целесообразность интеграции традиционных и инновационных подходов; 4) разработать и апробировать авторскую методику. Исследование опиралось на теоретический анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, моделирование учебного процесса, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, методы математической статистики. Разработана инновационная методика преподавания иностранных языков, основанная на органичном сочетании коммуникативного и личностно-ориентированного подходов, проблемного и проектного обучения. Экспериментально доказана ее эффективность: в экспериментальных группах значительно выросли показатели владения языком, учебной мотивации и удовлетворенности студентов. Предложенная методика открывает новые возможности повышения качества языковой подготовки в вузе за счет создания аутентичной коммуникативной среды и вовлечения студентов в активную познавательную деятельность. Дальнейшие исследования могут быть направлены на ее адаптацию к специфике конкретных направлений подготовки.

Библиографические ссылки

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.

Денисова Л.Г. Интерактивные методы обучения иностранным языкам в вузе // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 1. С. 57-62.

Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. 160 с.

Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.

Тарнаева Л.П. Обучение будущих лингвистов устной научной коммуникации: теоретическое обоснование и технологическая разработка. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. 256 с.

Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. М.: Филоматис, 2006. 480 с.

Aryadoust V., Ng L.Y., Sayama H. A comprehensive review of Rasch measurement in language assessment: Recommendations and guidelines for research // Language Testing. 2021. Vol. 38(1). рр. 6-40.

Brown H.D., Abeywickrama P. Language Assessment: Principles and Classroom Practices. NY: Pearson, 2018. 420 p.

Ellis R. Task-based language teaching: Responding to the critics // University of Sydney Papers in TESOL. 2013. Vol. 8. рр. 1-27.

Larsen-Freeman D., Anderson M. Techniques and principles in language teaching. Oxford: Oxford University Press, 2011. 272 p.

Nation I.S.P., Macalister J. Language Curriculum Design. NY: Routledge, 2010. 224 p.

Richards J.C., Rodgers T.S. Approaches and methods in language teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 410 p.

Skehan P. Processing Perspectives on Task Performance. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2014. 330 p.

VanPatten B., Benati A.G. Key Terms in Second Language Acquisition. L.: Bloomsbury Academic, 2015. 272 p

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Сулимова АА, Христова ПЮ, Деева ВА, Свеженцева МЕ, Верещагина АА. Совершенствование методики преподавания иностранных языков в вузе на основе интеграции традиционных и инновационных подходов. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(7-1):89-98. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1669

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)