Роль языковой среды в обучении иностранным языкам на неязыковых факультетах вуза

Авторы

  • Рамзан Вахаевич Гадаев Чеченский государственный педагогический университет
  • Тимерлан Ибрагимович Усманов Чеченский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

иностранный язык, неязыковой вуз, языковая среда, коммуникативная компетенция, интенсивное обучение, управление образованием.

Аннотация

Роль языковой среды в обучении иностранным языкам на неязыковых факультетах вуза является предметом активных дискуссий в современной лингводидактике. Цель данного исследования - определить влияние языковой среды на эффективность овладения иностранным языком студентами неязыковых специальностей. В работе применялись методы анкетирования, тестирования, наблюдения и статистического анализа. В эксперименте приняли участие 70 студентов 1-2 курсов факультета физики, математики и информационных технологий Чеченского государственного педагогического университета и института физики, математики и информационных технологий Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, изучающих английский язык. Участники были разделены на экспериментальную (ЭГ, n=60) и контрольную (КГ, n=60) группы. В ЭГ создавалась интенсивная языковая среда посредством привлечения носителей языка, организации языковых клубов, использования аутентичных материалов. КГ обучалась по традиционной методике. Эксперимент длился один академический год. Результаты итогового тестирования показали, что студенты ЭГ продемонстрировали более высокий уровень владения английским языком: средний балл составил 87,5 из 100 (IELTS 7.0), в то время как в КГ – 69,3 (IELTS 5.5). Качественный анализ анкет и интервью подтвердил повышение мотивации, снижение языкового барьера и улучшение коммуникативных навыков у студентов ЭГ. Таким образом, создание языковой среды является эффективным средством оптимизации иноязычной подготовки в неязыковом вузе. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования управления языковым образованием и разработки новых методик обучения иностранным языкам.

Библиографические ссылки

Архипова М.В., Белова Е.Е., Буйнова О.Ю., Гецкина И.Б., Марычева П.Л. Веб-квест как современное средство развития мотивации к изучению иностранного языка // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 4.

Асламова Т.В. Интерактивная модель организации творческой деятельности студентов при общении на основе медиатекстов // Современные технологии и тактика в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку. 2023. № 1(14). С. 78-87.

Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Понятие коммуникативной личности и его сущность в контексте коммуникативного образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016. № 5. С. 14-19.

Гураль С.К., Комарова Э.П., Бакленева С.А., Фетисов А.С. Теоретический контекст интегрированного предметно-языкового обучения в вузе // Язык и культура. 2020. № 49. С. 138-147.

Гураль С.К., Корнеева М.А. К вопросу об организационно-методических условиях обучения английскому языку студентов направления «прикладная механика» // Язык и культура. 2017. № 39. С. 180-186.

Иванцов А.А., Силенок В.С. Мотивационные триггеры профессионального самоопределения обучающихся 1, 3 курсов в рамках изучения иностранного языка // Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки: сб. мат. X Межд. науч.-практ. конф. Московский государственный университет спорта и туризма. М., 2023. С. 19-24.

Корнеева М.А., Гураль С.К. Обучение профессиональному иноязычному дискурсу студентов физико-технического факультета Томского государственного университета направления «прикладная механика» с использованием кейс-стади метода (case study method) // Язык и культура. 2017. № 37. С. 166-184.

Кошелева И.Н. Практическое применение концепции мотивирующего преподавания в процессе обучения английскому языку в вузе // Филологические науки в МГИМО. 2017. № 10(2). С. 78-84.

Пономаренко Е.П. Формирование языковой личности студентов бакалавриата технического университета на основе методики рефлексивного обучения иностранному языку: дисс. ... к. пед. н. Н. Новгород, 2022. 263 с.

Попова Е.Г. Потенциал использования «веб-квест» технологии в повышении мотивации к изучению иностранного языка // Научный старт - 2023: сб. статей аспирантов и магистрантов. М., 2023. С. 313-317.

Савельева Е.Б. Веб-квест как одна из форм проектной деятельности в процессе обучения и изучения иностранного языка // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования. 2023. № 1(4).

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации). ФГОС ВО. 2019. http://fgosvo.ru/

Халеева И.И. Основы теории обучения иноязычной речи. М.: Высшая школа, 1989. 240 с.

Gural S., Smokotin V. The language of worldwide communication and linguistic and cultural globalization // Language and Culture. 2014. № 1. рр. 4-14.

Brophy J.E. Motivating students to learn. NY: Mahwah, 2004. 418 р

Загрузки

Опубликован

2024-04-15

Как цитировать

1.
Гадаев РВ, Усманов ТИ. Роль языковой среды в обучении иностранным языкам на неязыковых факультетах вуза. УО [Интернет]. 15 апрель 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(4-1):42-50. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1480

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ