Развитие иноязычных профессиональных компетенций у студентов неязыковых специальностей вуза
Ключевые слова:
иноязычная профессиональная компетентность, студенты технических специальностей, междисциплинарность, педагогическое моделирование, кейс-метод, проектное обучениеАннотация
Развитие иноязычных профессиональных компетенций у студентов неязыковых специальностей является актуальной проблемой в условиях интернационализации высшего образования и глобализации рынка труда. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования иноязычной профессиональной компетентности будущих специалистов в техническом вузе. Методологическую основу работы составили компетентностный, коммуникативно-деятельностный и междисциплинарный подход. Эмпирическое исследование включало педагогический эксперимент (n=120), анкетирование студентов (n=350), опрос работодателей (n=30). Обработка данных производилась методами математической статистики (t-критерий Стьюдента, χ2). Разработана структурно-функциональная модель развития иноязычной профессиональной компетентности, интегрирующая целевой, содержательный, технологический и результативный блоки. Выявлена положительная динамика мотивации и автономности студентов в изучении языка (p<0,01). Подтверждена эффективность междисциплинарных проектов, кейсов и симуляций для развития ключевых компонентов компетентности. Обсуждение. Исследование вносит вклад в теорию профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам, предлагая комплексное решение проблемы на основе интеграции инновационных технологий и методик. Практическая значимость связана с возможностью тиражирования модели в образовательной практике технических вузов. Перспективы дальнейшей разработки проблемы связаны с изучением потенциала цифровых технологий для персонализации образовательных траекторий.
Библиографические ссылки
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. 352 с.
Бочарова А.С. Важность развития социокультурной компетенции студентов неязыковых вузов // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. № 2. С. 45-48.
Игна О.Н. Социокультурный аспект обучения иноязычному общению студентов неязыковых факультетов на основе аутентичных материалов // Томск: Издательский дом Томского государственного университета. 2019. 140 с.
Муравьева Н.Г. Модель формирования социокультурной компетенции студентов вуза в проектной деятельности (на примере иностранного языка) // Образование и наука. 2013. № 1(3). С. 121-131.
Рослякова С.В., Пташко Т.Г., Соколова Н.А. Педагогика: учебник и практикум для вузов. Под науч. ред. Р.С. Димухаметова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023.
Татаринева С.Н. Методика обучения иностранным языкам: теория и практика: элек. уч. пос. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021.
Хаустов О.Н. Формирование иноязычной профессиональной компетентности студентов технических вузов // Педагогическое образование в России. 2018. №3. С. 114-119.
Шамов А.Н. Методика обучения иностранным языкам: теоретический курс. М.: ФЛИНТА, 2015. 296 с.
Шилина Н.В. Интерактивные технологии как средство формирования личности курсантов образовательных организаций ФСИН России: колл. монограф. Рязань: ИП Коняхин А.В. (BookJet), 2018. C. 308-331.
Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки «Лингвистика». М.: Академия, 2015. 287 с.
Cummins J. Cognitive/academic language proficiency, linguistic interdependence, the optimum age question and some other matters // Working papers on bilingualism. 1979. № 19. рр. 121-129.
Kolb D.A. Experiential learning: experience as the source of learning and development. Englewood Cliffs: Prentice-Hall Kolb, 1984. 256 p.
Long M.H. Second language acquisition and task-based language teaching. Chichester: Wiley-Blackwell, 2015. 456 p.
Norton B. Identity and language learning: extending the conversation. Bristol: Multilingual matters, 2013. 232 p.
Oxford R.L. Teaching and researching language learning strategies. Harlow: Pearson education, 2011. 360 p.
Rubin J. Learner strategies: theoretical assumptions, research history and typology. Eds. by A. Wenden, J. Rubin. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1987. pp. 15-30.