Патриотизм и гражданственность как нравственные основы формирования личности обучающихся в вузах России
DOI:
https://doi.org/10.25726/e1429-6981-2298-iКлючевые слова:
патриотизм, гражданственность, воспитание, высшее образование, личность, ценности, модельАннотация
В статье рассматривается проблема формирования патриотизма и гражданственности как нравственных основ личности обучающихся в вузах России. Актуальность исследования обусловлена необходимостью укрепления духовно-нравственных ценностей и воспитания социально ответственной личности в условиях современных вызовов. Цель работы - анализ теоретических и практических аспектов патриотического и гражданского воспитания студентов в образовательном процессе вузов. Методология исследования базируется на комплексном подходе, включающем теоретический анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, социологические опросы среди 1500 студентов из 20 вузов России. Эмпирическую базу составили результаты анкетирования, интервьюирования, фокус-групп. Результаты исследования показали, что 78% опрошенных считают патриотизм и гражданственность важными качествами личности. При этом 54% респондентов отметили недостаточный уровень патриотического воспитания в вузах. Выявлены основные проблемы: формализм мероприятий (37%), низкая вовлеченность студентов (29%), дефицит инновационных форм работы (25%). Предложена модель патриотического воспитания, основанная на принципах системности, деятельностного подхода, учета возрастных особенностей. Она включает 5 взаимосвязанных компонентов: целевой, содержательный, технологический, организационный, результативный. Апробация модели в 7 вузах показала ее эффективность: уровень патриотизма вырос на 20%, гражданской активности – на 25%. Научная новизна исследования заключается в обосновании интегративной концепции формирования патриотизма и гражданственности студентов, разработке диагностического инструментария и инновационных технологий воспитательной работы. Практическая значимость связана с возможностью использования результатов для совершенствования системы воспитания в вузах. Перспективы дальнейших исследований видятся в изучении зарубежного опыта, разработке междисциплинарных проектов патриотической направленности.
Библиографические ссылки
Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 65-86.
Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д: РГПУ, 2013. 32 с.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2014. 172 с.
Гавриловой Т.П. Гражданское образование в России: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 56-62.
Гревцева Г.Я., Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9. № 2. С. 28-35.
Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника // Педагогика. 2014. № 9. С. 50-56.
Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis. 2013. № 2. С. 15-24.
Мудрик А.В. Социализация человека. М.: МПСИ, 2016. 624 с.
Полищук И.А. Гражданская идентичность и патриотическое воспитание в вузе // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 200-203.
Рожков М.И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4(33). С. 73-77.
Сериков В.В. Личностно-развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. 2007. № 10. С. 3-12.
Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.
Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. 2012. № 7. С. 38-44.
Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: Эйдос, 2013. 73 с.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.