Стратегии адаптации обучающихся в нефтегазовых вузах к быстро меняющимся условиям отрасли

Авторы

  • Аделия Флюровна Ишмухаметова Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Камиль Флюрович Ишмухаметов Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Ришат Шамилевич Султанов Уфимский государственный нефтяной технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/q2273-4376-0308-l

Ключевые слова:

нефтегазовый сектор, адаптация, стратегии адаптации, обучающиеся, профессиональные компетенции, инновационные проекты, сетевое взаимодействие, мотивация, цифровизация

Аннотация

В данной статье рассматриваются стратегии адаптации обучающихся в нефтегазовых вузах России к быстро меняющимся условиям отрасли. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных эффективно работать в динамичной среде нефтегазового сектора. Цель работы заключается в выявлении и анализе ключевых стратегий адаптации студентов к изменениям в отрасли. Исследование базируется на комплексном подходе, включающем теоретический анализ научной литературы, эмпирические методы (анкетирование, интервьюирование), а также статистическую обработку данных. Выборка составила 450 студентов из 5 ведущих нефтегазовых вузов России. Для оценки адаптационных стратегий применялись методики диагностики адаптивности А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла. Результаты исследования показали, что наиболее эффективными стратегиями адаптации студентов являются: проактивное обучение (79%), развитие профессиональных компетенций (74%), сетевое взаимодействие (69%), участие в инновационных проектах (62%). Выявлена положительная корреляция между уровнем адаптивности и академической успеваемостью (r=0,68; p<0,01). Определены факторы, способствующие успешной адаптации: мотивация к обучению (84%), поддержка со стороны преподавателей (78%), вовлеченность в научно-исследовательскую деятельность (71%). Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций для нефтегазовых вузов по совершенствованию образовательного процесса с учетом выявленных адаптационных стратегий. Внедрение предложенных мер позволит повысить качество подготовки специалистов, готовых к эффективной работе в условиях трансформации отрасли. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение влияния цифровизации и внедрения инновационных технологий на адаптацию студентов нефтегазовых специальностей.

Библиографические ссылки

Загитова Л.Р., Щербаков В.С. Формирование математической компетенции будущих инженеров-нефтяников // Казанский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 74-81.

Кубекова AM Практико-ориентированное обучение – залог успешного обучения // Педагогическая наука и практика. 2018. № 1(19). С. 49-51.

Ладенко A.A. Нефтегазопромысловое оборудование: уч. пос. Вологда: Инфра-Инженерия, 2022. 236 с.

Легкова И.А., Никитина С.А. Влияние использования информационных технологий на графическую подготовку обучающихся // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: мат. XI Междунар. науч.-прак. конф. СПб: 2015. №12-3. С. 109-112.

Морозова И.Л. Практико-ориентированное обучение – залог формирования языковой и коммуникативной компетенции у специалистов со средним профессиональным образованием // Государственные образовательные стандарты ОТО нового поколения проблемы и решения: мат. межрег., межотр. науч.-прак. конфер, посвященной 60-летию Тюменской области. Тюмень: Федеральное агентство по образованию, 2004.

Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск в, разделы: «Бурение скважин», «Добыча нефти и газа». Постановление Минтруда РФ от 14.11.2000 № 81.

Об утверждении профессионального стандарта «Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата». Приказ Минтруда России от 18.11.2014 № 898н (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2014 N 35214).

Овтов В.А. Использование САПР как инструмента при формировании инженерно-графических компетенций студентов технических специальностей // МНКО. - 2019. - № 5 (78). - С. 30-32.

Сайгушев Н.Я., Веденеева ОА, Щербакова И.А. Педагогическое сопровождение как средство эффективной подготовки студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. № 6.

Санду С.Ф. Оператор по исследованию скважин: учебное пособие. Томск: ТПУ, 2015. 120 с.

Филимонова М.Ю. Проектирование системы обучения инженерной графике с использованием новых информационных технологий (на примере подготовки инженеров-нефтяников.: дисс. ... к. пед. н., 13.00.08. Казань, 2003. 177 с.

Хамматдинова ГИ. Нефтяная промышленность РФ: особенности развития и основные проблемы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2018. № 3(25).

Хлебникова Н.В. Профессиональная адаптация студента к будущей профессии: процесс и результат // Казанская наука. 2015. № 8.

Хмарова Л.И., Усманова Е.А. Применение компьютерных технологий при изучении графических дисциплин // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. № 2. С. 59- 64.

Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практикоориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1. C. 89-93.

Загрузки

Опубликован

2024-02-28

Как цитировать

1.
Ишмухаметова АФ, Ишмухаметов КФ, Султанов РШ. Стратегии адаптации обучающихся в нефтегазовых вузах к быстро меняющимся условиям отрасли. УО [Интернет]. 28 февраль 2024 г. [цитируется по 24 ноябрь 2024 г.];14(2-2):169-77. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1370

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ