Разработка управленческой модели формирования инженерной грамотности: профессиональная задача в условиях неопределенности

Авторы

  • Вера Анатольевна Захарова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
  • Елена Мансуровна Шихова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/t0997-8009-2014-b

Ключевые слова:

профессиональное образование, педагогическое образование, общее образование, функциональная грамотность, инженерная функциональная грамотность, профессиональные задачи, профессиональные задачи в условиях неопределенности

Аннотация

Современное общество характеризуется неопределенностью. Руководителю образовательной организации приходится решать управленческие задачи в условиях неопределенности. Подготовка будущих руководителей системы образования ведется в педагогических вузах в рамках реализации образовательных программ специализированного уровня высшего образования (магистратура). Подобные программы могут включать подготовку магистрантов к решению профессиональных задач в условиях неопределенности. Высокой степенью неопределенности характеризуются управленческие задачи, связанные с инновационной деятельностью. Цель статьи – показать возможность подготовки студентов магистратуры к решению профессиональной задачи в условиях неопределенности, моделируя одно из направлений инновационной деятельности. В качестве инновационного направления выбрана пропедевтика инженерного образования в начальной школе, в качестве профессиональной задачи – разработка управленческой модели формирования функциональной инженерной грамотности у младших школьников. Методологическими основаниями выступили положения об инженерной грамотности как виде функциональной грамотности, о возможности формирования основ функциональной грамотности младших школьников, предлагая им задания в зоне актуального развития для самостоятельного выполнения и в зоне ближайшего развития для выполнения с помощью взрослого. В основу управленческой модели положен дифференцированный подход в работе с детьми, ориентированными на получение инженерного образования, и с детьми, для которых инженерная грамотность полезна при решении практических жизненных задач. В статье представлен ситуационный анализ, отражающий разработку и опытную проверку управленческой модели формирования функциональной инженерной грамотности в рамках исследовательской работы студентки магистратуры.

Библиографические ссылки

Адильмурдин Р.Р., Лайков Е.Г. Методы оценки и развития креативных навыков в инженерном образовании // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 11-1(70). С. 52-59.

Алиева Р.Р., Мартазанов Х.М., Магомедов И.А. Формирование управленческих компетенций обучающихся в условиях вуза // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3(82). С. 236- 237.

Алисеенко Д.С. Моделирование процесса становления креативной компетентности будущих инженеров для обеспечения устойчивого развития // Педагогический журнал. 2023. Т. 1. № 9-1. С. 625-634.

Андрюхина Л.М., Гузанов Б.Н., Анахов С.В. Инженерное мышление: векторы развития в контексте трансформации научной картины мира // Образование и наука. 2023. № 25(8). С.12-48.

Безукладников К.Э., Готлиб Д.Л., Занина К А. Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников: колл. монография. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2021. 170 с.

Волкова В.В., Коровяковский Д.Г., Лавеч Е.В., Часовская Л.А. Методы оценки креативных навыков в инженерном образовании: аспекты адаптации теста Торренса // Современное педагогическое образование. 2023. № 11. С. 292-297.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

Егоров К.Б., Захарова В.А. Институты внешней оценки качества образования. Российский и международный контекст: монография; Пермский государственный гуманитарный педагогический университет. Пермь: Форвард-С, 2023. 284 с.

Егоров К.Б., Захарова В.А. Процедурные тексты в формировании и оценке функциональной грамотности в начальной школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2022. № 2. С. 116-123.

Захарова В. А., Безукладников К. Э. Типология заданий для формирования функциональной грамотности в подготовке учителя английского языка и начальных классов // Язык и культура. 2022. № 60. С. 156-175.

Кларин М.В. Возможен ли мониторинг инновационных образовательных практик // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 1(65). С. 63-73.

Кларин М.В. Дидактические исследования инновационных практик корпоративного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 3(84). С. 50-61.

Носков Н.Г., Крузе Б.А., Филипович В.В. Формирование инженерного образовательного пространства в школе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 13. С. 32-41.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» от 19.11.2021.

Приказ Минобрнауки России № 1505 от 21.11.2014 (с изм. от 17.11.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)».

Прохорова А.А., Безукладников В.К., Чечеткина А.И. Мультилингвальный фестиваль буктрейлеров как способ повышения читательской активности обучающихся новой формации // Язык и культура. 2023. № 64. С. 232-251.

Розенберг И.Н. Управление в условиях неопределенности // Современные технологии управления. 2017. №7(79). С. 1.

Танцева С.Г. Управление образованием в ситуациях неопределенности: использование потенциала взаимодействия школ и вузов // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 211-214.

Чередов И.М. О дифференцированном обучении на уроках. М.: Просвещение, 1973. 155 с.

Шихова Е.М. Пропедевтика инженерного образования в начальной школе // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования: мат. II Междунар. науч.-прак. конф., Глазов, 16 февраля 2023 года под ред. О.Е. Данилова, Я.А. Чиговской-Назаровой. Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2023. С. 413-416.

Zvonka C., Metka A., Abersek B., Flogie A. Role and meaning of functional science, technological and engineering literacy in problem-based learning // Journal of Baltic Science Education. 2019. 18. рр. 132-146.

Загрузки

Опубликован

2024-02-28

Как цитировать

1.
Захарова ВА, Шихова ЕМ. Разработка управленческой модели формирования инженерной грамотности: профессиональная задача в условиях неопределенности. УО [Интернет]. 28 февраль 2024 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];14(2-2):122-33. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1365

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)