Проблема формирования коммуникативного взаимодействия учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
DOI:
https://doi.org/10.25726/c8321-1621-3891-vКлючевые слова:
инклюзия, тяжелые нарушения речи, коммуникативное развитие, межличностные отношения, коммуникативные игрыАннотация
В статье рассматриваются проблемы реализации инклюзии в образовательном учреждении, включение в инклюзивный процесс детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), исследуются результаты социологических исследований, приводятся психофизиологические особенности детей с ТНР. Рассматривается межличностное взаимодействие у детей с тяжелыми нарушениями речи, оно осложняется имеющимися патологиями различного генеза в различной степени тяжести, это затрудняет формирование коммуникативных проявлений в обществе. Межличностное взаимодействие приводит к задержке развития личности. В данной статье представлен анализ точек зрения на современный инклюзивный процесс и совместное обучение школьников с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками без речевых нарушений, анализ причин, которые провоцируют трудности и в социуме, адаптации обучающихся с ТНР, пути успешного формирования коммуникативных компетенций у детей данной категории.
Библиографические ссылки
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Основы дефектологии. Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. С. 368.
Вахобжонова З.Б. К вопросу об интегрированном обучении и воспитании дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Университетское образование: культура и наука: материалы Международного молодежного научного форума. Отв. ред. А.П. Шмакова. Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного педагогического университета, 2012. Ч. 1. С. 58-61.
Зайцев Д.В., Селиванова Ю.В. Инклюзивная парадигма современного образования в России: региональная специфика реализации // Гуманитарные науки. 2018. № 2(42). С. 43-52.
Крюковская Н.В., Сидорко Т.В. Социализация учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования // Теория и практика специального и инклюзивного образования: сб. научно-метод. трудов с междунар. участием. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 215-219.
Леханова О.Л., Нетужилова О.С. Угрозы нарушения общения со сверстниками у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 3(49). Т. 1. С. 117-121.
Лубовский В.И. Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2. С. 32-37.
Матасов Ю.Т. Судьба инклюзивного проекта // Теория и практика специального и инклюзивного образования: сб. научно-метод. трудов с междунар. участием. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 222-226.
Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. С. 320.
Сидорко Т.В., Бояревич В.В. Особенности социокультурной компетенции детей с тяжелыми нарушениями речи // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст. IV Региональной научно-практ. конф. (с междунар. участием). Отв. ред. Н.В. Михалкович. Гродно: ГрГУ, 2017. С. 92-96.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол № 4/15 от 22 декабря 2015 г.).