Применение методов проектного обучения для развития критического мышления и навыков решения сложных задач

Авторы

  • Ильнур Мансурович Филалов Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Сергей Сергеевич Фролов Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Аделина Рустамовна Хамидуллина Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Руслан Раилевич Шипаев Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • Клавдия Маратовна Шураськина Уфимский государственный нефтяной технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/d2556-8428-4926-r

Ключевые слова:

проектное обучение, критическое мышление, решение сложных задач, компетенции, образование, педагогический эксперимент, когнитивное развитие

Аннотация

В данной статье рассматривается применение методов проектного обучения для развития критического мышления и навыков решения сложных задач. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования у обучающихся компетенций, востребованных в современном динамичном мире. Цель работы заключается в изучении эффективности использования проектного подхода в образовательном процессе для стимулирования развития когнитивных способностей и практических умений учащихся. Материалы и методы исследования включают анализ научной литературы по проблеме, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, а также педагогический эксперимент. В ходе эксперимента были сформированы две группы учащихся 10-11 классов (экспериментальная и контрольная) по 25 человек в каждой. В экспериментальной группе обучение проводилось с использованием методов проектного обучения, в то время как в контрольной применялись традиционные методы. Эксперимент длился один учебный год. Результаты исследования продемонстрировали, что применение проектного обучения способствует значительному повышению уровня развития критического мышления и навыков решения сложных задач у учащихся. Так, в экспериментальной группе доля учащихся с высоким уровнем критического мышления возросла с 20 до 68%, а с высоким уровнем навыков решения задач – с 24 до 72%. В контрольной группе эти показатели составили 24% и 32% соответственно. Кроме того, учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали более высокую мотивацию, самостоятельность и творческую активность в учебной деятельности. Полученные результаты подтверждают эффективность применения методов проектного обучения для развития ключевых компетенций учащихся и позволяют рекомендовать более широкое внедрение данного подхода в образовательную практику.

Библиографические ссылки

Авдеев В.В. Работа с командой. Психологические возможности. Практикум. М.: КУРС; ИНФРА-М, 2019. 152 с.

Анчугова Е. В. Современные образовательные технологии по ФГОС НОО // Международный центр образования и педагогики. 2022. № 1. С. 1-12.

Валиулина И.Е., Задкова С.А. Приемы технологии развития критического мышления, способствующих развитию коммуникативных УУД обучающихся // Вестник научных конференций. 2017. № 2-1(18). С. 27-29.

Варганова Д.Л., Павлов Ч.С., Свистунов А.А. Кокрейновская методология оценки эффективности лекарственных препаратов, отечественный вклад в работу международного Кокрейновского сотрудничества // Сеченовский Вестник. 2019. № 10(4). С. 31-7.

Загвоздкин В.К. Проблема ключевых компетентности в зарубежных исследованиях. Вопросы образования. 2009. № 4. С. 257-72.

Зайцева К.С., Панов Н.А. Формирование компетенций «4К» обучающихся профессиональных образовательных организаций: метод. рек. СПб: Изд-во ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2021. 34 с.

Иванова С.В., Малова А.В. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков. Чебоксары: Изд-во Чувашского государственного педагогического университета, 2019. С. 38-42.

Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике. 2010. № 4. С. 307-319.

Савченко Я.В., Раменская Л.А. Особенности формирования системы управления проектами в сфере НИОКР // Вопросы инновационной экономики. 2018. Т. 8. № 4. С. 631-646.

Саркисян Ю.А. Игровые методы обучения иностранным языкам // E-Scio. 2022. № 5(68). С. 459-464.

Хамидуллин В.С. Основы проектной деятельности. СПб.: Лань, 2021. 144 с.

Цымбалюк А.Э., Виноградова В.О. Психологическое содержание soft skills // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 6. С. 120-127.

Шрюфер Г., Вренгер К., Линдеманн И. Образование в интересах устойчивого развития: «рефлексии» как инструмент формирования компетенций // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 152-74.

Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.

Яшина, М. Е., Закирова Л.Р. Технология проблемного обучения старшеклассников иностранному языку на современном этапе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. С. 338-341.

Загрузки

Опубликован

2024-02-15

Как цитировать

1.
Филалов ИМ, Фролов СС, Хамидуллина АР, Шипаев РР, Шураськина КМ. Применение методов проектного обучения для развития критического мышления и навыков решения сложных задач. УО [Интернет]. 15 февраль 2024 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];14(2-1):195-204. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1340

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.