Разработка и апробация комплексной программы для формирования исполнительских навыков у студентов-пианистов с учетом современных требований к музыкальному образованию
DOI:
https://doi.org/10.25726/o9368-2561-6775-vКлючевые слова:
музыкальное образование, фортепианное исполнительство, исполнительские навыки, студенты-пианисты, комплексная программа обученияАннотация
В эпоху стремительного развития и эволюции музыкального искусства особую актуальность приобретает проблема совершенствования системы профессиональной подготовки пианистов в высших учебных заведениях. Настоящее исследование посвящено разработке и апробации инновационной комплексной программы, нацеленной на формирование и оптимизацию исполнительских навыков у студентов-пианистов с учетом современных требований к музыкальному образованию. Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные труды в области музыкальной педагогики и психологии (Л.А. Баренбойм, Г.М. Цыпин, А.Л. Готсдинер), а также концептуальные положения теории и методики обучения игре на фортепиано (Г.Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг, А.А. Николаев). Эмпирическая база включала результаты педагогических наблюдений, анкетирования, интервьюирования 120 студентов и 30 преподавателей фортепианных факультетов шести ведущих музыкальных вузов России. Для оценки эффективности разработанной программы применялся комплекс диагностических методик, в том числе адаптированные тесты музыкальных способностей К. Сишора и Г. Винга, шкала самооценки исполнительских навыков Дж. Кендрика, а также авторская методика экспертной оценки качества фортепианного исполнения. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни (p≤0,05). В ходе исследования была обоснована, разработана и экспериментально апробирована инновационная комплексная программа формирования исполнительских навыков студентов-пианистов, базирующаяся на принципах системности, индивидуализации, интенсификации обучения и межпредметной интеграции. Ключевыми компонентами программы выступили: 1) целенаправленное развитие базовых исполнительских навыков (звукоизвлечение, артикуляция, аппликатура, педализация) посредством системы специально разработанных упражнений с применением современных технических средств обучения (цифровые пианино с обратной связью, компьютерные обучающие программы); 2) формирование сценической выдержки и эмоциональной устойчивости путем моделирования концертных ситуаций в классе и участия в виртуальных онлайн-концертах; 3) расширение музыкального кругозора и развитие исполнительского мышления за счет изучения широкого репертуара с привлечением методов исполнительского анализа и проектной работы. По результатам формирующего эксперимента у 87% студентов экспериментальной группы (n=60) были зафиксированы статистически достоверные позитивные сдвиги по всем оцениваемым параметрам исполнительского мастерства по сравнению с контрольной группой (р<0,01).
Библиографические ссылки
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие для вузов. М.: Музыка, 2020. 288 с.
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. 336 с.
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Музыка, 2009. 192 с.
Грицай С.В. Инновационные технологии в современной музыкальной педагогике // Вестник музыкальной науки. 2019. № 3. С. 78-85.
Камалова Л.С. Формирование музыкально-слуховых образов-представлений в работе над развитием исполнительских навыков музыканта // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 9. С. 62-66.
Карасева М.В. Перемена времени во время перемен: к полувековым итогам развития музыкально-слухового образования в России // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 1. С. 27-43.
Карасева М.В. Компьютерное моделирование процесса формирования пианистических навыков // Труды Международного симпозиума «Компьютерные науки и информационные технологии». Саратов: Изд-во СГУ, 2018. С. 336-339.
Карнаухова Т.И., Смолина Т.В., Топилина И.И., Остапенко Е.А., Бурякова Л.А., Дядченко М.С., Помазкина Н.Ф., Карнаухова Т.И., Четверикова Г.М., Шаханская А.Ю., Смолин Ю.А. Активизация эмоциональной отзывчивости на музыку у студентов в процессе интерпретации музыкального образа // Теория и практика профессиональной подготовки педагогов в условиях современного музыкального и художественного образования. Таганрог: Таганрогский институт им. А.П. Чехова, 2015. С. 164-183.
Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. М.: Академия, 2014. 384 с.
Корыхалова Н.П. За вторым роялем: Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. СПб.: Композитор, 2018. 552 с.
Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика-XXI, 2019. 148 с.
Майкапар С.М. Музыкальный слух: его значение, природа, особенности и методы правильного развития. 3-е изд., испр. и доп. Челябинск: MPI, 2005. 254 с.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Дека-ВС, 2007. 312 с.
Орлов В.С. О философии фортепианного искусства Клода Дебюсси (на примере его цикла 24 прелюдий) // Искусство. Педагогика. Культура: сборник научных и научно-методических статей. СПб.: Санкт-Петербург. отделение об-ния педагогов фортепиано «ЭПТА», 2020. С. 118-129.
Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Трикста, 2009. 400 с.
Смирнова М.В. Развитие эмоциональной устойчивости музыканта-исполнителя: Учебное пособие. Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2021. 82 с.
Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Классика-XXI, 2017. 560 с.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2017. 188 с.
Nicolls S. Getting a Handle on Pianos with Haptic Technology // Musical Times. 2018. V. 159. № 1942. pp. 87-89.
Woronchak M., Comeau G. Developing Musical Expression with Technology // The Oxford Handbook of Technology and Music Education. Ed. by S.A. Ruthmann, R. Mantie. New York: Oxford University Press, 2017. pp. 457-472.