Анализ и сравнение методик преподавания фортепианного искусства в классической и современной образовательной системах: от традиций к инновациям

Авторы

  • Оу Чэнькай Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.25726/y5657-0174-6659-o

Ключевые слова:

фортепианное искусство, методики преподавания, классическое музыкальное образование, современные образовательные технологии, сравнительный анализ

Аннотация

Преподавание фортепианного искусства является одним из фундаментальных аспектов музыкального образования. На протяжении веков сформировались традиционные методики обучения игре на фортепиано, однако в современной образовательной системе наблюдается тенденция к внедрению инновационных подходов. Цель данного исследования - провести сравнительный анализ методик преподавания фортепианного искусства в классической и современной образовательной системах, выявить их особенности, преимущества и недостатки. Для проведения исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, наблюдение за учебным процессом в музыкальных школах и вузах (всего 15 учебных заведений, 150 учащихся), анкетирование преподавателей фортепиано (75 респондентов), интервьюирование выдающихся пианистов и педагогов (10 интервью). Материалами исследования послужили научные публикации, методические пособия, учебные программы, видеозаписи мастер-классов и концертов. В ходе исследования было выявлено, что классические методики преподавания фортепианного искусства базируются на строгой дисциплине, многочасовых занятиях (в среднем 4-6 часов в день), развитии технических навыков путем многократного повторения упражнений (до 70% учебного времени), изучении академического репертуара (более 80% произведений – классические). Современные методики отличаются большей гибкостью, индивидуальным подходом, использованием разнообразного репертуара (до 50% современной музыки), применением технических средств обучения (специальные компьютерные программы, цифровые пианино с обучающими функциями), акцентом на развитии творческих способностей учащихся (импровизация, сочинение). Эффективность классических методик подтверждается высоким уровнем подготовки профессиональных пианистов (85% лауреатов международных конкурсов - выпускники классических школ), в то время как современные подходы способствуют популяризации фортепианного искусства и привлечению широкой аудитории (увеличение числа учащихся музыкальных школ на 25% за последние 10 лет).

Библиографические ссылки

Абдуллин Э.Б., Майковская Л.С. О проблемах многоуровневой подготовки педагога-музыканта к исследовательской деятельности в вузах. Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: материалы XIY международной научно-практической конференции. М.: МГИК, 2017. С. 16-21.

Абдуллин Э.Б., Майковская Л.С. Технологии обучения основам исследовательской деятельности педагога-музыканта. Преподаватель XXI век. 2015. № 4. С. 210-215.

Блок О.А. Музыкальное произведение как объект освоения в классах инструменталистов: герменевтический подход. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 193-195.

Бурякова Л. А., Буряков А. Г. Особенности организации системы высшего образования во Франции // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 11. С. 97-109.

Климай Е.В. Проблема музыкального мышления в фортепианной педагогике. Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 171-173.

Климай Е.В. Феномен «обращения» в структуре интонирующего сознания пианиста. Искусство и образование. 2021. № 6(128). С 63-68.

Конотоп А.В., Дамулин И.В., Струценко А.А. Организационно-педагогические условия формирования современного специалиста (на примере образовательного процесса в медицинском вузе) // Alma mater. 2017. № 11. С. 41-45.

Сурикова О.В. Технология развития рефлексивной компетентности педагога // Зборшк навуковых прац Акадэми паслядыпломнай адукацьп. Вып. 18. Мшск: АПА, 2020. С. 416-428.

Трофимова В.В., Кобзева Н.А., Никонова Е.Д., Ботова А.Л., Зяблова Н.Н. Технология обучения: последовательность действий // Высшее образование сегодня. 2017. № 3. С. 23-26.

Хуторской А.В. Образование, сообразное человеку: технология выращивания ценностей и целей // Народное образование. 2014. № 4. С. 153-159.

Черватюк П.А., Майковская Л.С., Мансурова А.П. Готовность педагога к реализации образовательных технологий как ключевое требование современного института образования: к проблеме категориальной идентификации // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020. № 1. C. 4.

Шакун Т.А. Развитие дидактических способностей слушателей переподготовки в процессе генеративного обучения педагогической деятельности // Адукацыя i вы-хаванне. 2022. № 9. С. 59-66.

Шеститко И.В., Вань К. Авторская методика в музыкальной педагогике: понятие, отличительные характеристики, персоналии // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11. № 4. С. 342-346.

Шеститко И.В., Чэнь Ц. Профессиональная компетентность учителя вокала: сущность и структура // Педагогическая наука и образование. 2022. № 1. С. 65-71.

Юркина О.В. Западные методики обучения эстрадному вокалу: авторская методика Шерил Портер // Преподаватель XXI век. 2022. № 1. С. 176-189.

Dandelot G. Manuel Pratique pour L'étude des Clefs Sol-Fa-Ut. Education Musicale. Paris, 2009. 76 p.

Загрузки

Опубликован

2024-01-30

Как цитировать

1.
Чэнькай О. Анализ и сравнение методик преподавания фортепианного искусства в классической и современной образовательной системах: от традиций к инновациям. УО [Интернет]. 30 январь 2024 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];14(1-2):256-64. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1315

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ