Компетенции будущего: какие навыки нужны выпускникам вузов РФ

Авторы

  • Наталья Владимировна Амяга Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
  • Ирина Васильевна Быкова Брянский государственный технический университет
  • Елена Семеновна Зяблова Брянский государственный технический университет
  • Елена Васильевна Удовенко Брянский государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/c7561-3072-3767-r

Ключевые слова:

высшее образование, компетенции, навыки XXI века, рынок труда, требования работодателей

Аннотация

В современном высокотехнологичном мире компетенции выпускников вузов приобретают решающее значение для их дальнейшего трудоустройства и карьерного роста. По мнению экспертов, именно так называемые «мягкие» навыки, связанные с личностным развитием выпускников и их способностью учиться на протяжении всей профессиональной деятельности, играют ключевую роль в успешной социализации молодых специалистов. Однако многие традиционные образовательные программы российских вузов до сих пор уделяют недостаточно внимания формированию таких компетенций у студентов. Рынок труда современной России находится в состоянии быстрых трансформаций. По прогнозам экспертов Всемирного экономического форума, более половины всех рабочих мест могут исчезнуть или претерпеть существенные изменения в ближайшие 10-15 лет под влиянием цифровизации, автоматизации и развития искусственного интеллекта. Это ставит под вопрос актуальность ряда существующих профессиональных навыков и требует от работников постоянного саморазвития и обучения в течение всей трудовой деятельности. Цель данного исследования заключается в анализе требований, предъявляемых к высшему образованию в Российской Федерации, с точки зрения необходимых навыков и умений будущих специалистов. Методы исследования включают анализ тенденций рынка труда и требований работодателей, а также опрос студентов и выпускников ведущих российских вузов. Полученные результаты свидетельствуют о растущей значимости так называемых «мягких» навыков – эффективной коммуникации, критического мышления, способности к решению задач и адаптации, – наряду с профессиональными компетенциями.

Библиографические ссылки

Амяга Н.В., Еловикова Д.А., Чижевская И.Н. Моделирование развития комбинированных методов обучения // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 154-160.

Антонова А. В. Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности студентов в процессе деятельности по истории // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 184-189.

Бердичевский А.Л., Колларова Э. Русист XXI века: кто он? Диалог методиста и культуролога о наболевшем //Русский язык за рубежом.2006. № 1. С. 49.

Бондаренко Е.Н. Воззрения на профессиональные компетенции современного учителя в разных странах мира // Высшее образование сегодня. 2009. № 1. С. 42-44.

Дубаков А. В. Формирование методической компетенции будущего учителя иностранного языка: содержательные и организационно-технологические аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2576-2580.

Еловикова Д.А., Амяга Н.В. Культурные ассимиляторы в решении проблем поликультурного семейного взаимодействия // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2(42). С. 137-149.

Игна О.Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка /О.Н Игна//Ярославский педагогический вестник. 2010. №1. С.90-94

Крамарева И. Е., Амяга Н.В. Структурные компоненты и сущность исследовательской культуры личности будущего педагога // Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Мат. Всерос. науч.-практ. конф., Брянск, 13–14 октября 2021 года. Брянск: Общество с ограниченной ответственностью «Новый проект», 2021. С. 61-67.

Кожухов К.Ю. Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя (на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам»): Автореф. дис. к.п.н. Курск, 2008. 24 с.

Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М: Наука, 2001. 164 с.

Куцебо Г.И., Пономарева Н.С. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пос. для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.

Ломакина Т.Ю., Дзюбенко С.В. Теория и практика развития исследовательских компетенций учителя. М.: Нестор-История, 2017. 192 с.

Макеева С.Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. №15. С. 201-205.

Мутырова А.С. Преимущество в формировании профессиональной направленности студентов // Вестник Адыгейского государственного университета: Сетевое электронное научное издание. Сер. 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 70-72.

Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. №12. С. 54-65.

Никонорова И.Я. Особенности использования системно-структурного критерия в определении профессиональной компетентности учителя. Комсомольск-на-Амуре, 2003. 192 с.

Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Экономика, 2019. 129 с.

Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. 2011. № 1 (24). С. 228-232.

Тонких А.П. Проектная деятельность в курсе обучения математике будущего учителя начальных классов: компетентностный подход // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 2(32). С. 286-292.

Ярикова Л.И. Педагогика непрерывного образования в системе наук о человеке // Вестник ТГПУ. 2009. № 7(85). С. 122-125.

Загрузки

Опубликован

2024-01-30

Как цитировать

1.
Амяга НВ, Быкова ИВ, Зяблова ЕС, Удовенко ЕВ. Компетенции будущего: какие навыки нужны выпускникам вузов РФ. УО [Интернет]. 30 январь 2024 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];14(1-2):143-51. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1302

Выпуск

Раздел

ИНКЛЮЗИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА