Влияние экономических показателей деятельности на развитие образования региона: статистический анализ

Авторы

  • Юлия Николаевна Нестеренко Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российский Федерации
  • Галина Михайловна Веригина Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российский Федерации

DOI:

https://doi.org/10.25726/p8577-3805-9295-n

Ключевые слова:

ВРП, зависимость, кластерный анализ, конечное потребление домашних хозяйств, корреляция, система образования, регрессия

Аннотация

Поиск решений по ускорению темпов инновационного развития Российской Федерации упирается в вопросы повышения показателей формирования человеческого капитала. Ключевым фактором развития будущих кадров является поддержание системы образования, конкурентной на всех этапах получения рецепиентами знаний. Основная часть исследователей находят, что конечную роль в повышении инновационной активности в экономике играют специалисты с высшим и послевузовским образованием. Однако в данном случае упускается из виду, что формирование личностного базиса знаний начинается не свузовского образования, а раньше. Поэтому анализ факторов создания и становления человеческого капитала должен быть расширен до обзора всех ступеней образовательной системы: среднего, среднеспециального и дошкольного образования. Учитывая, что в рыночной экономике финансовая составляющая естественным образом играет ключевую роль, целесообразно конкретизировать степень корреляции образовательных и финансовых индикаторов. Кроме того, в силу значительной территориальной разобщённости отдельных регионов страны, следует учитывать и пространственный фактор, который, как будет показано в текущей работе, играет решающую роль в дошкольном и высшем образовании, а также на этапах послевузовского обучения. Для обобщения данной информаци нами проведён математико-статистический анализ и группировка регионов по ряду социально-экономических показателей, которые наглядно продемонстрировали связь между экономикой и образованием. Таким образом сделан вывод о том, что, следовательно, присутствует прочная корреляция экономических показателей с образовательным процессом, и это имеет решающее значение для формирования человеческого капитала на региональном уровне. Полученные данные могут способствовать выработке решений по гармонизации подходов к разным ступеням образования и снижению территориальной дифференциации по социально-экономическим показателям.

Библиографические ссылки

Авилкина С.В. Исследование процессов региональной конвергенции и дивергенции в развитии системы высшего образования // Статистика и Экономика. 2021. Т. 18, № 5. С. 26-37.

Антропянская Л.Н., Малыгина С.А. Модели программ формирования проектных и исследовательских компетенций старшеклассников на основе сетевого взаимодействия «университет – школа» // Информатика и образование. 2015. № 6(265). С16-19.

Аюшеева А.О., Хардаев Н.Э., Дагбаева О.Д., Соктоева Е.С. Роль и значение системы образования в развитии экономики региона // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 4-1(77). С. 19-23.

Бородин А. В. Совершенствование системы высшего образования как фактор развития инновационной экономики в российской Федерации // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее : Сборник материалов XIII Региональной научно-практической конференции аспирантов,молодых ученых и магистрантов, Тула, 06 марта 2017 года. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2017. С. 31-34.

Данильченко А.В. Харитонович С.А. Экономика знаний в контексте развития национальной системы образования // Материалы форума «Перспективы евразийской экономической интеграции», посвященного 10-летию Евразийской экономической комиссии в рамках 18-го Международного научного семинара «Мировая экономика и бизнес-администрирование» : Материалы XX Международной научно-технической конференции, Минск, 16-17 марта 2022 года / Межд. программ. комитет С. В. Харитончик, А. В. Данильченко и др. Минск: Общество с дополнительной ответственностью «Издательство «Четыре четверти», 2022. С. 168-171.

Ершова И. Г., Вертакова И.Г. Стратегическая взаимосвязь развития экономики и качества образования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2010. № 13(84). С. 56-63.

Игнатьев В.П., Дарамаева А.А. Три функции взаимодействия вуза и школы // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 16.

Илякова И.Е., Федонина О.В. Система образования как фактор инновационного развития экономики РФ // Инновационное развитие Российской экономики : IX Международная научно-практическая конференция, Москва, 25-28 октября 2016 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Российский гуманитарный научный фонд. Том 4. М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2016. С. 42-44.

Ковалевская Е.Н., Курьянович А.В., Гайворонская А.В., Дукмас А.И. Вуз – школа: содержание, формы, концептуальные аспекты взаимодействия участников сетевого образовательного проекта // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 2(199). С. 90-97.

Кондратенко Н.А., Шашкова С.Н. Влияние социально-экономических процессов на развитие системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. №2 (28). С. 114-121.

Королёв М.Г. Развитие экономики знаний: новые вызовы для системы образования // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2019. Т. 18, № 6. С. 101-102.

Кушников Е.И., Хаджинов Л.В. Некоторые аспекты оценки влияния образования на экономический рост // Вопросы инновационной экономики. 2022. Том 12. № 1. С. 535-550.

Лосева А.В., Федосьина А.В., Гаджимирзоев Г.И. Ретроспективный анализ статистических показателей начального, среднего и высшего образования в России // Регион: системы, экономика, управление. 2023. № 1(60). С132-144.

Мельников Р.М., Тесленко В.А. Оценка влияния изменения структуры человеческого капитала на динамику роста российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20, № 2(509). С. 200-222.

Панасюк Е.А., Глухова Е.А. Система образования России в контексте современной экономической ситуации // Креативная экономика. 2023. Том 17. № 7. С. 2439-2456.

Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 358. С. 182-187.

Унтура Г.А. Оценка влияния человеческого капитала на экономический рост российских регионов в условиях финансовых ограничений // Пространственная экономика. 2019. Т. 15, № 1. С. 107- 131.

Федосеева Е.И., Бувина В.В. Система высшего образования как фактор экономического роста // Молодежь и XXI век - 2019 : материалы IX Международной молодежной научной конференции, Курск, 22 февраля 2019 года. Том 1. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2019. С. 472-474.

Цыпин А.П., Фирсова А.А. К оценке эффективности инвестиций в высшее образование // Перспективы науки и образования. 2021. № 5(53). С. 512-529.

Цыпин А.П., Овсянников В.А. Сопоставление темпов роста (снижения) промышленного производства России и США в 1970-2010 годах // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 1. С. 41- 45.

Ярочкина А.В. Образование как стратегический ресурс развития регионов // Социально-экономическое развитие региона: тенденции, ведущие драйверы иугрозы: Тезисы докладов Всероссийской междисциплинарной научно- практической конференции, Белокуриха, 22 декабря 2018 года / Ответственный редактор Д.А. Дирин. Белокуриха: Книга.Ру, 2018. С. 45-47.

Загрузки

Опубликован

2024-01-15

Как цитировать

1.
Нестеренко ЮН, Веригина ГМ. Влияние экономических показателей деятельности на развитие образования региона: статистический анализ. УО [Интернет]. 15 январь 2024 г. [цитируется по 17 июль 2024 г.];14(1-1):114-26. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1265

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)