Специфика подготовки преподавателей для системы среднего профессионального образования в условиях современного вуза

Авторы

  • Виктория Александровна Двойнова Тульский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/f7007-6069-3990-l

Ключевые слова:

система среднего профессионального образования, подготовка преподавательских кадров, педагогический вуз, компетентностный подход, федеральные государственные образовательные стандарты, педагогическая практика

Аннотация

Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования подготовки преподавательских кадров для системы среднего профессионального образования в контексте реализации компетентностного подхода, реформирования образовательных стандартов и трансформации требований к квалификации педагогических работников. Цель исследования - изучить особенности реализации компетентностной модели подготовки будущих педагогов СПО в ведущих педагогических вузах России. Материалы и методы. Проанализированы нормативные документы, научно-методическая литература, рабочие программы дисциплин педагогического цикла 32 вузов, положения о педагогической практике 5 вузов. Изучены официальные сайты 5 вузов. Проведено анкетирование руководителей и преподавателей вузов (65 руководителей). Результаты. Установлено, что содержание образовательных программ подготовки преподавателей СПО ориентировано на формирование компетенций в 45-50% объема и 63% самостоятельной работы студентов. Структура педагогической практики обеспечивает постепенное наращивание самостоятельности студентов от 15- 20% до 78%. Система ДПО включает разнообразные форматы с использованием цифровых технологий в 52% случаев. Подтверждена эффективность реализации компетентностной модели подготовки преподавательских кадров для СПО в ведущих российских вузах. Качество подготовки оценивается 69,2% респондентов на уровне 4-5 баллов по 5-балльной шкале.

Библиографические ссылки

Акимова О.Б., Щербин М.Д. Цифровая трансформация образования: актуальность учебно-познавательной самостоятельности студентов // Инновационные проекты и программы в области образования. М., 2018. Вып. 1. С. 27-34.

Бочкарева Т.Н., Литвиненко С.В., Гусева Л.В., Тонких А.П. Оценка формирования профессиональной мотивации студентов среднего профессионального // Мир науки. 2018. Т. 6. № 2. С. 8.

Байдикова Т.В. Предметное содержание обучения иностранному языку в профессиональной сфере студентов направления подготовки «Агроинженерия» на основе интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 184. С. 65-74. URL: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-25-184-65-74

Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Вестник Московского университета. 2017. № 4. С. 3-20.

Громова Т.В. Структура и вопросы организации профессиональной деятельности преподавателя дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. С. 72-82. URL: http://e-koncept.ru/2020/201065.htm.

Губанищева А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из видов подготовки конкурентоспособного специалиста // Научно-методический журнал «Физическое воспитание и спортивная тренировка». 2014. № 2 (8). С. 77-80

Данилова Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды // Вестник Минского университета. 2022. Т. 10. № 1 (22). URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-6

Жмулин А.В., Масягина Н.В. Профессионально-прикладная ориентация содержания примерной программы дисциплины «Физическая культура» в контексте новых Федеральных государственных образовательных стандартов. М.: Издательство «Прометей». 2017. 13 с.

Калмыков В.Е. Специфика повышения уровня методического мастерства в преподавании военно-специальных дисциплин // Мир образования - образование в мире. 2019. № 1 (73). С. 199-210.

Колесников А.А. Профориентационное обучение как особое направление в интегрированном языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2021. № 5. С. 40-48. URL: https://elibrary.ru/jhmrgv

Ларина Т.В., Кравцов Е.В., Весельев Р.Г. Особенности организации информационно-образовательной среды в подготовке специалистов радиомониторинга в военно-воздушной академии // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2019. № 12. С. 279-286.

Руднева Т.И. Педагогические риски в образовании - новая социальная реальность // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 4 (216). С. 71-75

Савельев А.И. Специфика военно-профессиональной деятельности курсантов - военных летчиков // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 4. С. 73- 78.

Стафеева А.В., Иванова С.С., Денисов Н.В. Совершенствование процесса физического воспитания специалиста в рамках профессионального образования в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70 (3). С. 178-181.

Сысоев П.В. Подготовка педагогических кадров к реализации предметно-языкового интегрированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 21-31. URL: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-21-31, https://elibrary.ru/ujvtqz

Токмакова Ю.В. Предметное содержание обучения английскому языку студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 35-44. URL: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-183-35-44, https://elibrary.ru/maqpxk

Уварина Н.В., Савченков А.В. Профессиональная гибкость как «softskills» педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. Челябинск, 2019. Т. 1, № 3. С. 27-37.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Двойнова ВА. Специфика подготовки преподавателей для системы среднего профессионального образования в условиях современного вуза. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 24 ноябрь 2024 г.];13(12-2):194-201. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1216

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ