Подготовка педагога к формированию функциональной грамотности: профессиональные задачи в условиях неопределенности

Авторы

  • Вера Анатольевна Захарова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
  • Диана Юрьевна Федосеева Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/c7014-0394-7174-f

Ключевые слова:

Функциональная грамотность, общее образование, профессиональное образование, педагогическое образование, образовательный результат, профессиональные задачи, действие планирования

Аннотация

Цель статьи – рассмотреть один из аспектов проблемы подготовки педагога к формированию функциональной грамотности младших школьников. Статья подготовлена с применением метода ситуационного анализа (case study) с целью подтверждения разработанной ранее теории. Рассмотрена возможность подготовки студентов педагогического вуза в решению профессиональных задач, связанных с формированием функциональной грамотности младших школьников. Проблема формирования функциональной грамотности обучающихся на уровне общего образования в настоящее время активно изучается в логике прикладных исследований, и педагогическая наука пока не может предложить готовых решений как для практики, так и для подготовки студентов. Соответственно, профессиональные задачи, связанные с формированием функциональной грамотности, и более того, - с их оценкой обладают высокой степенью неопределенности, как для действующего, так и для будущего учителя. В статье предложен анализ конкретного случая (кейса) подготовки студентка к решению профессиональных задач с высокой степенью неопределенности, связанных с формированием и оценкой функциональной грамотности младших школьников. Отражены возможности построения логики развертывания постепенно усложняющихся заданий в рамках учебных и производственных исследовательских и проектно-технологических практик, подготовки курсовых и выпускной квалификационной работ.

Библиографические ссылки

Асмолов А.Г. Программа мониторинга сформированности универсальных учебных действий в начальной школе: методическое пособие / под ред. Асмолова А.Г. М.: Просвещение, 2016. 84 с.

Басюк В.С. Современные тенденции подготовки педагогов в условиях быстро меняющихся социальных вызовов // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2022. №3. C. 38-55.

Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13–33.

Варганова Г. В. Кейс-стадис как метод научного исследования // Библиосфера. 2006. № 2. С. 36-42.

Захарова В.А. Выбор ключевых элементов педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 7-16.

Захарова В.А., Безукладников К.Э. Типология заданий для формирования функциональной грамотности в подготовке учителя английского языка и начальных классов // Язык и культура. 2022. № 60. С. 156-175.

Захарова В.А. Функциональная грамотность в ретроспективе и перспективе: проблемно-исторический анализ зарубежных источников // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4. С. 207-2016.

Исаев Е.И., Тараненко А.В. Диагностика планирования, как возрастного новообразования младших школьников. М.: Педагогика, 2017. С. 164.

Немудрая Е.И. Подготовка будущего учителя к формированию функциональной грамотности младших школьников // Функциональная грамотность: Новые дидактические решения и методические императивы : материалы международной научно-практической конференции / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. С. 391-397.

Основания дидактических решений, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников : Коллективная монография / К. Э. Безукладников, И. Н. Власова, Д. Л. Готлиб [и др.]; Под общей редакцией М.А. Худяковой, науч. редакторы К.Э. Безукладников, В.А. Захарова. – Пермь : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2021. 252 с.

Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро высшего педагогического образования")". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_409505/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961 (дата обращения 15.05.23).

Пототня Е.М. Краткосрочные курсы как средство формирования универсальных учебных действий // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 4. С.58-74.

Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 (ред. от 08.02.2021) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50362) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293567/ . (дата обращения 15.05.23)

Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 125 (ред. от 08.02.2021) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)". URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=nAFVwQ&base=LAW&n=385941&dst=100009&field=134#7npJsiT84jbyU4p (дата обращения 15.05.23)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 12.12.22) (дата обращения 15.05.23)

Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/ (дата обращения 15.05.23)

Селькина Л. В., Худякова М. А. Учебные задания как средство формирования функциональной математической грамотности младших школьников // Пути достижения целевых ориентиров в начальном общем образовании: воспитание, обучение, развитие : Сборник статей по материалам ХIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Пермь, 01 марта 2022 года / Под общей редакцией О.В. Шабалиной. Том Часть 1. Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2022. С. 156-163.

Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников : коллективная монография / К. Э. Безукладников, Д. Л. Готлиб, К. А. Занина [и др.]. – Пермь : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2021. – 170 с.

Загрузки

Опубликован

2023-11-15

Как цитировать

1.
Захарова ВА, Федосеева ДЮ. Подготовка педагога к формированию функциональной грамотности: профессиональные задачи в условиях неопределенности. УО [Интернет]. 15 ноябрь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(11-1):182-93. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1154

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.