Preparation of a teacher for the formation of functional literacy: professional tasks in conditions of uncertainty

Authors

  • Vera A. Zakharova Perm State Humanitarian Pedagogical University
  • Diana Yu. Fedoseeva Perm State Humanitarian Pedagogical University

DOI:

https://doi.org/10.25726/c7014-0394-7174-f

Keywords:

Functional literacy, general education, vocational education, teacher education, educational outcome, professional tasks, planning action

Abstract

The purpose of the article is to consider one of the aspects of the problem of preparing a teacher for the formation of functional literacy of primary school students. The article was prepared using the method of situational analysis (case study) in order to confirm the previously developed theory. The possibility of preparing students of a pedagogical university in solving professional problems related to the formation of functional literacy of primary school students is considered. The problem of developing the functional literacy of students at the level of general education is currently being actively studied in the logic of applied research, and pedagogical science cannot yet offer ready-made solutions for both practice and student training. Accordingly, professional tasks associated with the formation of functional literacy, and moreover, with their assessment, have a high degree of uncertainty, both for the current and future teachers. The article proposes an analysis of a specific case (case) of a student preparing to solve professional problems with a high degree of uncertainty associated with the formation and assessment of functional literacy of primary school students. The possibilities of constructing the logic of deployment of gradually becoming more complex tasks within the framework of educational and industrial research and design and technological practices, preparation of term papers and final qualification papers are reflected.

References

Асмолов А.Г. Программа мониторинга сформированности универсальных учебных действий в начальной школе: методическое пособие / под ред. Асмолова А.Г. М.: Просвещение, 2016. 84 с.

Басюк В.С. Современные тенденции подготовки педагогов в условиях быстро меняющихся социальных вызовов // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2022. №3. C. 38-55.

Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13–33.

Варганова Г. В. Кейс-стадис как метод научного исследования // Библиосфера. 2006. № 2. С. 36-42.

Захарова В.А. Выбор ключевых элементов педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 7-16.

Захарова В.А., Безукладников К.Э. Типология заданий для формирования функциональной грамотности в подготовке учителя английского языка и начальных классов // Язык и культура. 2022. № 60. С. 156-175.

Захарова В.А. Функциональная грамотность в ретроспективе и перспективе: проблемно-исторический анализ зарубежных источников // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 4. С. 207-2016.

Исаев Е.И., Тараненко А.В. Диагностика планирования, как возрастного новообразования младших школьников. М.: Педагогика, 2017. С. 164.

Немудрая Е.И. Подготовка будущего учителя к формированию функциональной грамотности младших школьников // Функциональная грамотность: Новые дидактические решения и методические императивы : материалы международной научно-практической конференции / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023. С. 391-397.

Основания дидактических решений, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников : Коллективная монография / К. Э. Безукладников, И. Н. Власова, Д. Л. Готлиб [и др.]; Под общей редакцией М.А. Худяковой, науч. редакторы К.Э. Безукладников, В.А. Захарова. – Пермь : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2021. 252 с.

Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию ("Ядро высшего педагогического образования")". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_409505/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961 (дата обращения 15.05.23).

Пототня Е.М. Краткосрочные курсы как средство формирования универсальных учебных действий // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 4. С.58-74.

Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 (ред. от 08.02.2021) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50362) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293567/ . (дата обращения 15.05.23)

Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 125 (ред. от 08.02.2021) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)". URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=nAFVwQ&base=LAW&n=385941&dst=100009&field=134#7npJsiT84jbyU4p (дата обращения 15.05.23)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 12.12.22) (дата обращения 15.05.23)

Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/ (дата обращения 15.05.23)

Селькина Л. В., Худякова М. А. Учебные задания как средство формирования функциональной математической грамотности младших школьников // Пути достижения целевых ориентиров в начальном общем образовании: воспитание, обучение, развитие : Сборник статей по материалам ХIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Пермь, 01 марта 2022 года / Под общей редакцией О.В. Шабалиной. Том Часть 1. Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2022. С. 156-163.

Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников : коллективная монография / К. Э. Безукладников, Д. Л. Готлиб, К. А. Занина [и др.]. – Пермь : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2021. – 170 с.

Published

2023-11-15

How to Cite

1.
Захарова ВА, Федосеева ДЮ. Preparation of a teacher for the formation of functional literacy: professional tasks in conditions of uncertainty. УО [Internet]. 2023Nov.15 [cited 2024Jul.3];13(11-1):182-93. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1154

Issue

Section

NEW MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN PEDAGOGY