Влияние методик раннего музыкального образования на развитие технических навыков и музыкального восприятия у фортепианных исполнителей

Авторы

  • Ли Юэ Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена

DOI:

https://doi.org/10.25726/t0260-8014-5462-c

Ключевые слова:

методики раннего музыкального образования, технические навыки, музыкальное восприятие, фортепианные исполнители, Кодáи, Сузуки, Орф, Российская Федерация, MDI, CTI, педагогическая эффективность, когнитивная нейронаука, музыкальная психология

Аннотация

Интеграция разнообразных методик раннего музыкального образования в педагогический процесс, нацеленный на подготовку квалифицированных фортепианных исполнителей в Российской Федерации, является предметом активных исследований, реализованных в контексте интегративной и дифференцированной методологической парадигмы. В частности, акцентируется внимание на вопросах, связанных с влиянием указанных методик на формирование технических навыков и музыкального восприятия у субъектов педагогического процесса. Согласно многочисленным эмпирическим исследованиям, методики, базирующиеся на принципах когнитивной нейронауки и музыкальной психологии, обеспечивают рост индикаторов технической оснащенности на уровне 12-17% и музыкального восприятия на уровне 18-23%, измеряемых по шкале Музыкального Развития (MDI, Musical Development Index) и индексу Комплексной Технической Оснащенности (CTI, Complex Technical Index). В рамках данного исследования проведен анализ педагогической эффективности трех методик, в том числе: методики Кодái, методики Сузуки и Орфовской системы. Данный анализ осуществлен на выборке из 347 фортепианных исполнителей в возрасте от 8 до 16 лет, проходящих обучение в 14 различных музыкальных школах Российской Федерации. Одним из методов, получивших популярность, является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках музыки.

Библиографические ссылки

Байгушова А.Н. Искусство интерпретации музыканта-исполнителя: теоретический и педагогический аспект: монография; Мин-во культуры РФ, СГАКИ. Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. 151 с.

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство: учеб. Пособие. 2-е изд., стер. Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2017. 340 с.

Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. Москва: Таланты. XXI век, 2004. 496 с.

Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов: Ок. 25000 слов и словосочетаний. Москва: Рус. яз., 1998. 846 с.

Лукашева С.С. Информационные технологии в процессе формирования профессиональных способностей музыкантов-исполнителей // Музыкальная культура и образование: инновационные пути развития: Материалы III международной научно-практической конференции, Ярославль-Вологда, 26-27 апреля 2018 года / Под научной редакцией О.В. Бочкаревой, М.Г. Долгушиной. Ярославль-Вологда: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2018. С. 96-98.

Маряч А.Ю., Шипилкина Т.А. Формирование профессиональной культуры педагога-музыканта у иностранных студентов в процессе музыкально-инструментальной подготовки в российском педагогическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 194. С. 134-146.

Николаева Е.В. Становление в России истории музыкального образования как науки и как учебной дисциплины // История музыкального образования как наука и как учебный предмет: материалы V Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Э.Б. Абдуллин, В.Г. Агафонников, Е.В. Николаева. Москва: Изд-во МПГУ, 1999. 186 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. Москва: Азбуковник, 2000. 940 с.

Пидкасистый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. П.И. Пидкасистого. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Академия, 2014. 619 с.

Решетникова Е.В. Особенности Интернет-среды в контексте дистанционного обучения // Наука и образование: новое время. 2017. № 3 (20). С. 297-305.

Рытов Д.А. Цифровые образовательные ресурсы в подготовке музыканта-исполнителя // Вестник СПбГИК. 2019. №3 (40). С. 135-139.

Сюнтюренко О.В. Цифровая среда: тренды и риски развития // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы». 2015. № 2. С. 1-7.

Тедорадзе Т.Г. Диагностика взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 4(194). С. 434-439.

Фурсенко Т.Ф. Подготовка будущего учителя музыки к формированию музыкального интереса подростков в области народной музыки // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-2. С. 304-310.

Цораева Ф.Н. Реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательной деятельности учителя музыки (на примере Северо-Кавказского региона) // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 425-428.

Шахназарова П.Т. Педагогические условия использования интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров по профилям «Музыка» и «Мировая художественная культура»: диссертация канд. пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2017. 206 с.

Загрузки

Опубликован

2023-10-15

Как цитировать

1.
Юэ Л. Влияние методик раннего музыкального образования на развитие технических навыков и музыкального восприятия у фортепианных исполнителей. УО [Интернет]. 15 октябрь 2023 г. [цитируется по 24 ноябрь 2024 г.];13(10-1):192-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1093

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ