Сравнительный анализ традиционных и современных подходов к обучению фортепианному искусству в различных культурных контекстах

Авторы

  • Ли Юэ Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена

DOI:

https://doi.org/10.25726/l4495-8683-7051-f

Ключевые слова:

образование, фортепианное искусство, сравнительный анализ, культурный контекст, традиционные методологии, современные методологии, Россия

Аннотация

В современном образовательном пространстве существует множество методологических подходов к обучению фортепианному искусству, которые варьируются в зависимости от культурных, социальных и педагогических факторов. Изучение таковых методологий имеет особое значение в контексте глобализации и культурного многоликости. В данной статье проводится сравнительный анализ традиционных и современных подходов к обучению фортепианному искусству в различных культурных контекстах в России. Для достижения этой цели использованы качественные и количественные методы исследования, включая анализ научной литературы, интервью с экспертами, а также изучение педагогических практик в музыкальных учебных заведениях. По результатам исследования, предпринята попытка систематизации и категоризации имеющихся методологий, определены ключевые тенденции и вызовы, стоящие перед педагогами и учащимися, и предложены возможные пути их преодоления. Систематизация существующих методологий позволяет выделить две основные категории: традиционные и современные. В рамках традиционного подхода, который доминировал в России до 1990-х годов, предпочтение отдавалось ригидным методикам. Например, в 1975 году в Московской консерватории было применено 95% традиционных методик в обучении фортепианному искусству, в основе которых лежала доктрина «мастер-ученик». В последующие десятилетия, с увеличением доступности информационных технологий, в России начали активно применять современные методологии. В 2019 году в Санкт-Петербургской консерватории уже 60% образовательного процесса основывалось на современных методиках, включая использование компьютерных программ для анализа музыкальных произведений и интерактивные технологии.

Библиографические ссылки

Байкиева Р.М. Заголовок как смысловая структура музыкального текста в атрибутировании героя пьес детского фортепианного репертуара // Из опыта работы педагога-музыканта: сборник статей. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2016. Вып. 4. С. 84-97.

Баязитова Д.И. Интонационная лексика в содержании произведений детского фортепианного репертуара: автореф. дисс. к. иск. Магнитогорск, 2008. 309 с.

Берлянчик М.М. Вопросы развития культуры интонирования в обучении скрипача. М.: РГСАИ, 2014. 168 с.

Блок О.А. Модель музыкально-исполнительских действий-движений инструменталистов как продукт научного поиска. Искусство и образование. 2018. № 6 (116). 102-111.

Кан Ю. Фортепианное обучение в современном Китае: мотивация и (или) дидактика? // Человеческий капитал. 2020. № 5(137). С. 8488.

Климай Е.В. Феномен «обращения» в структуре интонирующего сознания пианиста // Искусство и образование. 2020. № 6 (128). С. 63–68.

Лысенко С.Ю. Об интеграции методологических подходов в изучении музыкально-хореографического синтеза: музыкальная синестетика и музыкальная семантика // Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика: материалы III Международной научной конференции. Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова; Голландский институт в Санкт-Петербурге; под ред. Н.А. Николаевой, С.В. Конанчук. СПб.: РХГА, 2020.

Меркулов А.М. Как исполнять Гайдна. М.: Классика-XXI. 2009. 204 с.

Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.

Новиков А. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

Руднева С.В. Самостоятельная работа как необходимая основа интенсивного учебного процесса // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2018. № 15. С. 200-202.

Се Хэн. Проблемы фортепианной педагогики в Китае // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. №179. С. 109-113.

Торопова А.В. Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания: дисс. д. псих. н. М., 2014. 337 с.

Туравец Н.Р. Интерпретация западноевропейского барокко в произведениях композиторов // Музыкальная наука и искусство Востока и Запада: грани взаимодействия: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2015. С. 169-173.

Хуан Пин. Вклад советских специалистов в становление фортепианного искусства нового Китая (1949-1966) // Музыкальная культура народов Мира. 2013. №2 (13). С. 388-391.

Цыпин Г. Музыкальное исполнительство и педагогика: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт. 2019. 187 с.

Черватюк П.А., Майковская Л.С., Мансурова А.П. Готовность педагога к реализации образовательных технологий как ключевое требование современного института образования: к проблеме категориальной идентификации // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020. № 1. С. 1 - 10.

Загрузки

Опубликован

2023-10-15

Как цитировать

1.
Юэ Л. Сравнительный анализ традиционных и современных подходов к обучению фортепианному искусству в различных культурных контекстах. УО [Интернет]. 15 октябрь 2023 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];13(10-1):178-85. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1091

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ