Педагогическая технология снижения курения в студенческой среде с применением дата-технологий

Авторы

  • Никита Олегович Кобелев Нижневартовский государственный университет

Ключевые слова:

профилактика курения, студенты, инновационные технологии, интерактивные методы, геймификация, эффективность профилактики

Аннотация

Курение остается серьезной проблемой в студенческой среде, негативно влияя на здоровье и академическую успеваемость. Разработка эффективных педагогических технологий превенции с использованием дата-аналитики представляется перспективным направлением исследований. Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогическую технологию снижения курения среди студентов, основанную на дата-аналитических методах. Исследование опиралось на комплекс теоретических (анализ, синтез, моделирование) и эмпирических методов (опрос, тестирование, эксперимент). Эмпирическая база включала 450 студентов 5 вузов г. Москвы. Были собраны данные о паттернах курения, мотивации к отказу, индивидуально-психологических характеристиках респондентов. Экспериментальная апробация разработанной технологии проводилась в течение 6 месяцев. Предложена педагогическая технология, интегрирующая методы дата-майнинга, персонализированный коучинг и геймификацию. Технология позволяет сегментировать студентов по паттернам курения, предсказывать риски и таргетировать профилактические воздействия. В экспериментальных группах достигнуто снижение числа курильщиков на 24%, среднего числа выкуриваемых сигарет на 36%. Зафиксирован устойчивый рост мотивации к отказу от курения. Обсуждение. Полученные результаты имеют высокую практическую значимость, открывая возможность для масштабирования технологии в вузах. Теоретическая ценность связана с расширением научных представлений о потенциале дата-аналитики в педагогической превенции аддикций. Дальнейшие изыскания целесообразно направить на повышение точности прогностических алгоритмов и усиление игровой компоненты технологии.

Библиографические ссылки

Александров А.А., Александрова В.Ю., Ваганов А.Д. Профилактика курения среди подростков и молодежи: проблемы и пути решения // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22. № 2. С. 8-14.

Батенко Е.М., Куторга А.А. Что вреднее: парить или курить? // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи: мат. 3-й Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: Научная книга, 2017. С. 425-429.

Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии. М.: ИНФРА-М, 2020. 304 с.

Голобокова Я.А. Развивающий потенциал интерактивных методов обучения в процессе формирования профессиональных компетенций обучающихся в военных образовательных организациях // Современное педагогическое образование. 2020. № 3. С. 92-98.

Ерохина Н.А., Черевишник Н.Н. Актуальные проблемы здоровья и организация здорового образа жизни молодежи // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 2 (81). С. 153-157.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. 448 с.

Казаков Ю.Н. Моделирование условий осознания задач самостимуляции резервов здоровья студента // Мир психологии. 2018. № 2 (94). С. 216-229.

Карасева Т.В., Лощаков А.М. Целостный подход к формированию личности безопасного типа в системе высшего образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 3 (166). С. 19-24

Козлов А.В., Шилов С.Н. Профилактика наркомании и алкоголизма в студенческой среде: опыт реализации психолого-педагогической программы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 275-281.

Литовченко О.Г., Литвинова Н.С., Кошкарова Н.И., Тостановский А.В. Образ жизни студентов как фактор здоровьесбережения // Образовательный вестник «Сознание». 2021. Т. 23. № 11. С. 20-29.

Мартынова Т.Н., Еремина А.А. Формирование здорового образа жизни студентов как приоритетное направление молодежной политики // Власть. 2017. Т. 25. № 11. С. 59-64.

Павлова И.В., Герман Е.В., Антипин В.Б. Профилактика аддиктивного поведения студенческой молодежи в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3 (54). С. 46-49.

Попов Л.М., Ибрагимова Е.Н. Сверхнормативная деятельность как проявление субъектности студентов // Образование и саморазвитие. 2013. № 1(35). С. 84-90.

Русскова Ю.Н. Интерактивные технологии профессионального обучения как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов и слушателей образовательных организаций // Инновации в образовании. 2019. № 8. С. 89-96.

Терентьева О.С., Дерябина Г.И., Лернер В.Л. Валеологическое сопровождение учебного процесса в высших учебных заведениях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 181. С. 86-95.

Чеверикина Е.А., Грязнов А.Н., Шамсутдинова Р.В. Превенция табакокурения в студенческой среде: обзор эффективных практик // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6(143). С. 193-200.

Leventhal A.M., Zvolensky M.J., Schmidt N.B. Smoking-related correlates of depressive symptom dimensions in treatment-seeking smokers // Nicotine & Tobacco Research. 2011. Vol. 13(8). рр. 668-676.

Marczewski A. Gamification: a simple introduction. N.Y., 2013. 153 с.

Noar S.M., Rohde J.A., Horvitz C. Adolescents' receptivity to E-cigarette harms messages delivered using text messaging // Addictive Behaviors. 2019. Vol. 91. рр. 201-207.

Sergeeva M.G., Micheeva N.Ph., Karavanova L.Zh., Stanchuliak T.G., Varlamova I.Yu., Akhmet-shina Yu.V., Chauzova V.A. The technology of professional teaching the simulative company as a complex of imitative teaching methods // Xinan Jiaotong Daxue Xuebao. 2020. Vol. 55. № 1. рр. 20-33.

Tavolacci M. P., Ladner J., Grigioni S., et al. Prevalence and association of perceived stress, substance use and behavioral addictions: a cross-sectional study among university students in France // BMC Public Health. 2013. Vol. 13(1). рр. 724-731.

West R. Tobacco smoking: Health impact, prevalence, correlates and interventions // Psychology & Health. 2017. Vol. 32(8). рр. 1018-1036.

Zavyalova M.S., Kalinichenko E.B., Ivanova L.M., Razdobarova M.N. Universal competence of intercultural interaction in learning a foreign language in professional activities // Mat. of Inter. linguistic scien. and prac. conf. Methods of Teaching Foreign Languages 2.0: Real vs. Virtual. SHS Web of Conferences. 2021. рр. 02006.

Загрузки

Опубликован

2024-04-30

Как цитировать

1.
Кобелев НО. Педагогическая технология снижения курения в студенческой среде с применением дата-технологий. УО [Интернет]. 30 апрель 2024 г. [цитируется по 31 октябрь 2024 г.];14(4-2):121-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1581

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ